Найти в Дзене

Арте повера — радикальное искусство против капитализма

Оглавление

«А́рте по́вера» — это художественное течение в итальянском искусстве 1960–1970-х годов. Дословно термин переводится как «бедное искусство». Но это не значит «убогое». В названии заложено то, что оно создавалось из простых и дешевых материалов. Почему художники выбрали такой метод? Подробнее рассказываю в статье.

Иллюстрацию создал мой друг с помощью нейросети. Больше его работ в Телеграм-канале «Понейроним? Го!»
Иллюстрацию создал мой друг с помощью нейросети. Больше его работ в Телеграм-канале «Понейроним? Го!»

История термина и художественного направления

Термин «Arte povera» ввёл итальянский арт-критик и куратор Джермано Челант в 1967 году. Но Арте повера никогда не было каким-то целенаправленно сформированным объединением художников, имеющим свой манифест и лидера. Творчество мастеров, которых вписывают в это течение, сформировалось естественно, как ответ на коллапс итальянской экономики, последовавший за коротким бумом после окончания Второй мировой войны.

Пьер Паоло Кальцолари. «Лестница». 1968
Пьер Паоло Кальцолари. «Лестница». 1968

В Америке в то время господствовал абстрактный экспрессионизм, поп-арт и минимализм. Арте повера, можно сказать, составило оппозицию этим художественным течениям. Если поп-арт вписывался в культуру потребления, то Арте повера ей противостояло. Если минимализм использовал новые индустриальные материалы, то Арте-повера обратилось к чему-то природному и ручному.

Художник Арте повера Микеланджело Пистолетто — об отличии этого течения от поп-арта и минимализма

«В движении Арте повера, несомненно, присутствовал политический подтекст, в отличие от того же минимализма. И оно не было однородно. У одних, как у Джулио Паолини или Алигьеро Боэтти, превалировал концептуальный анализ, а Джильберто Дзорио, например, работал с чистой материей.
Мои же «зеркальные картины» — о времени, памяти, столкновении полярностей «статика — динамика», «вечное — преходящее», «прошлое — настоящее». Арте повера не фокусировалось лишь на материале, как это делали минималисты. Оно стремилось к анализу реальности в разных ее категориях: культурной, исторической, интеллектуальной»

Расцвет Арте повера пришелся на рубеж 60-70х годов, но затем взрыв завершился. Конечно, он не прошел бесследно: идеи Арте повера продолжали жить и развиваться, но уже в других формах, новые мастера и художественные течения впитали приемы итальянцев. До сих пор некоторые современные художники так или иначе обращаются к опыту Арте повера.

Марио Мерц. «Мы входим в дома или дома входят в нас?» 1977/1985
Марио Мерц. «Мы входим в дома или дома входят в нас?» 1977/1985

Идеи и ценности художников Арте повера

Движение Арте повера отличалось протестной антикапиталистической направленностью. Художников беспокоила бесконечная тяга общества потребления ко всему новому, которая усугублялась, по их мнению, невежеством и безразличием к истории.

Кроме того, художники хотели снять барьер между искусством и жизнью, вытащить произведения из «святилища» музеев и галерей в реальный мир, сделать доступнее. Им не нравилось, что искусство тоже стало включаться в сферу потребления: произведения = товары, галереи = витрины. За этим процессом, по их мнению, следовала девальвация самих произведений, обесценивание их сути.

Алигьеро Боэтти. «Всё». 1988
Алигьеро Боэтти. «Всё». 1988

Если мы говорим о методах выражения этих идей, то главной особенностью художественного языка Арте повера становится использование «бедных», грубых, нехудожественных материалов (мешковина, копоть, тряпьё, газеты, земля, необработанный камень, веревки, мебельные каркасы, воск, вода, уголь и т.д.). Художники избегали внешней репрезентативности, привлекательности, чтобы их произведения перестали походить для выставления в официальных художественных институциях.

Спойлер: за что бы художники не боролись, сейчас их произведения выставляются в самых престижных музеях и покупаются за огромные деньги.
Микеланджело Пистолетто. «Третий Рай». Серия инсталляций
Микеланджело Пистолетто. «Третий Рай». Серия инсталляций

Особенности Арте повера. Тезисно:

  • Антикапиталистический пафос: полемика с культом массового производства и потребления, с капитализмом в сфере арт-рынка.
  • Использование дешевых «нехудожественных» материалов, внимание к природе материалов, их специфике, контрастам.
  • Обращение к повседневности, внешняя прозаичность; стирание границ между искусством и жизнью.
  • Концептуальная составляющая; размышления на темы искусственного и естественного, внутреннего и внешнего, человека и природы и пр.
  • Процессуальный характер искусства; внимание к изменению состояний объектов, их трансформациям и воздействию на окружающую среду; внимание к процессу взаимодействия зрителя и произведения.
Джузеппе Пеноне. «Шкатулка». 2007
Джузеппе Пеноне. «Шкатулка». 2007

Post scriptum

Эта статья получилась довольно общей, назовём её вводной. Сложно понять, как художники выражали свои идеи, не взглянув на их произведения. Хотя, иногда и взгляда мало, чтобы что-то понять))

Я это к чему: в следующих статьях я расскажу про некоторые произведения Арте повера. И начну с, пожалуй, самого известного — «Венеры тряпичной» Микеланджело Пистолетто.

Кстати, именно это произведение вы видели на самом первом изображении() в этой статье. Иллюстрацию сгенерировал мой друг и коллега с помощью нейросети Midjourney. Больше его крутых работ в этом Телеграм-канале. Нейронки врываются и в мир искусства!

__________________________________________________________________________________

Другие статьи об Арте повера:

🔹 Легендарное произведение Арте повера — «Венера тряпичная» Микеланджело Пистолетто: https://dzen.ru/a/ZQRHacff4C6ZlA0x

🔹 Иглу Марио Мерца: размышления художника Арте повера о мире и человеке: https://dzen.ru/a/ZRW90WsLJTs2_1Sv

🔹 «Зеркальные картины» Микеланджело Пистолетто: https://dzen.ru/a/ZRqoTyx-fkR9eyeF