Честно скажу - вообще не хотела писать про это, но в сентябре часто спрашивали... Поэтому статья будет про ответственность взрослого и ребенка в отношении школы, а еще - про смелость взять задачу, которая соответствует своей роли.
Реально трудно не решать домашку вместе с ребенком, когда так делают другие родители класса.
И многие начинают играть в игру, в которой ответственность за учебные результаты несут родители, а за организацию процесса - школа.
Часто выходит так:
- Родитель очень много времени тратит на домашку и проекты ребенка.
- Учиться ребенку помогают репетиторы.
- Времени на семейное общение почти не остается.
- Отношения родитель-ребенок портятся.
А вас устроит, если в вашей семье будет так?
Как можно по-другому?
Ответственность за учебные результаты можно передать ребенку.
Но не в любой школе это получится.
Нужна особая мотивирующая среда. Место, где растет самостоятельность, ответственность и желание учиться.
Выбор или организация этой среды – это уже ответственность родителей. Настоящая такая, взрослая.
Ребенку же оставляем его детскую ответственность – домашние задания.
В большинстве государственных школ такой среды нет. Если это знать заранее - можно самим разобраться, как это устроено или привлечь помощников в сфере образования, которые помогут сделать этот ответственный выбор.
Это творческая задача и решать ее можно разными способами.
Например, с государственной школой можно договориться на посещение только части уроков. Любимых.
По остальным предметам ребенок сдает аттестацию раз в четверть или триместр с помощью видео-курсов, репетитора или самостоятельно.
Также есть необычные частные школы на любой кошелек. Только выбирать их лучше под ценности семьи, а не подстраиваться под предложенные.
Есть онлайн школы с низкой нагрузкой, а есть с «живыми» уроками или «гибридные» - 2 раза в неделю ходим ножками в школу, в остальное время ребенок выполняет задания
Еще есть движение анскулеров. Его последователи считают, что для успешного получения знаний достаточно создать благоприятную среду, в которой ребёнок сам захочет получать новые знания. И следовать интересам ребёнка здесь и сейчас. И, конечно, исключить критику.
Знаю такого мальчика. Он никогда не был в обычной школе. Посещает множество кружков, курсов и выездных программ. Его уровень истории и философии вполне тянет на 2 курс истфака, а сам он уже три года преподает историю средних веков детям.
Также иногда родители обьединяются и вместе нанимают неравнодушных репетиторов для компании из 3-7 ребят.
Если резюмировать, то бывают такие варианты:
- Обычная государственная школа "во дворе".
- Государственная , но в нее сложно поступить.
- Частная школа, куда трудно поступить.
- Частная школа "для всех".
- Гибридная школа с частью уроков онлайн, обычно частная.
- Онлайн школа с "живыми" уроками и учителями по расписанию
- Онлайн школа без учителей, уроки в записи.
- Семейный класс, организованный родителями.
- Анскулинг (с самостоятельной аттестацией).