Су-34 получил гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал», а значит, стал еще более опасным для оппонента. Всё, что теперь остается Западу, — содрогаться в ужасе и надеяться, что контакта со смертоносной машиной получится избежать. А пока мы поговорим о возможностях «Кинжала», носителях комплекса и преимуществах его установки под крыло Су-34.
«Адский утенок» с новым вооружением
Впервые о ракетном комплексе «Кинжал» рассказал президент России Владимир Путин в 2018 году в послании к Федеральному собранию. Скорость ракеты превышает звуковую в 10 раз, дальность составляет более 2 тысяч км. Ракета маневрирует на всех участках траектории, умеет преодолевать любые системы противовоздушной и противоракетной обороны. Масса боевой части — 500 кг.
Носителем «Кинжалов» стал истребитель-перехватчик в модификации МиГ-31И. Самолет оснащался новейшими цифровыми комплексами, которые позволяли автоматизировать выведение машины на нужную траекторию и процесс запуска ракеты:
«Новая машина, думаю, будет гораздо лучше с точки зрения выхода в заданные параметры. Электродистанционная система управления руководит всеми процессами. В компьютер поступают все данные: скорость, высота, информация с Земли. Всё это делает более комфортной работу пилота. Система постоянно дорабатывается именно для этого изделия, ведь оно большое», — рассказал «Известиям» заслуженный летчик-испытатель Игорь Маликов.
Если с преимуществами МиГ-31 более-менее ясно, то почему теперь перешли на Су-34? Скорее всего, изначально другие носители оборудовать под «Кинжал» не смогли, ведь на стратегических ракетоносцах они появились гораздо позднее. И судя по тому, что появились эти ракеты только на сверхзвуковых самолётах, вероятно, на первых порах не последнюю роль играла скорость носителя. Видимо, параллельно шли доработки новой ракеты и отработка иных сценариев применения. Так потихоньку дошли до вопроса, что стратегические ракетоносцы и переделанные перехватчики — это, конечно, хорошо, но нужно что-нибудь попроще и более массовое. И тут для перевозки всяких тяжестей к линии соприкосновения используются штурмовики. И как ни один другой на эту роль очевидно подходит Су-34.
Самолет, прозванный «адским утенком» из-за специфической формы фюзеляжа и значительной боевой нагрузки, оказался оптимальным носителем для ракетных комплексов. Впрочем, у Су-35 грузоподъёмность тоже 8 т, но это самолёт для завоевания господства в воздухе, а хотя, чем черт не шутит…
Но сейчас, тем не менее, не об этом: у Су-34 есть как минимум несколько преимуществ перед всеми остальными носителями.
Почему Су-34 хорош для «Кинжалов»
По скорости и высоте полета Су-34 уступает МиГ-31, однако всё это с лихвой компенсируется его достоинствами. Но начнем со слабых сторон. Грузоподъемность у них примерно одинаковая: 9 тонн у МиГа, 8 — у Су-34. Масса ракеты составляет 4 т, однако Су сможет переносить лишь одну, поскольку с двумя самолет едва ли сможет вообще взлететь. По скорости он серьезно уступает предшественнику: 1900 км/ч против 3000. Аналогично с максимальной высотой: 17 000 против 20 000 м соответственно.
Теперь поговорим о плюсах. Несмотря на недостатки, Су-34 является наилучшим носителем для «Кинжалов» на текущий момент. Дальность его полета составляет 4000 км, в то время как дальность МиГ-31 — до 2500. При этом управление вооружением у Су-34 гораздо более совершенное, поскольку он, как бомбардировщик, изначально заточен под работу по наземным объектам. Перехватчик МиГ-31 в этом плане однозначно проигрывает.
Но, что самое главное, Су-34 — массовый самолет, который активно производят и выпускают, в отличие от МиГов или, например, Ту-22М3, который тоже может быть носителем ракет. По данным на 1 июня 2023 года, на вооружении ВКС РФ около 155 таких самолетов в различных модификациях.
«Фронтовые бомбардировщики Су-34 составляют важную часть ударной мощи российской фронтовой авиации. Су-34 обладает расширенными боевыми возможностями для применения перспективных авиационных средств поражения, что позволяет увеличить дальность нанесения ударов по наземным и надводным целям, расширяет условия и точность бомбометания», — прокомментировали в ОАК («Авиация России»).
Помимо прочего, самолет позволяет сохранить эффект внезапности. Су-34 — многоцелевой истребитель. Запускаем несколько таких в небо, и попробуйте угадать, какой из них несет ракету, а какой — нет.
Да и вопрос со скоростью носителя уже не стоит так остро, а потому да, пара великолепных двигателей НК-25 для Ту-22 могут раскочегарить эту махину до 2300 км/ч. То есть очевидно, что работа над российским гиперзвуком не останавливается ни на секунду, и с каждым новым раундом доработок эти ракеты становятся всё менее требовательными к носителям.
В итоге, действительно воплощается известное выражение: если долго смотреть в бездну, то бездна рано или поздно посмотрит на тебя. Однако это справедливо только для неприятеля. А желающих таковым стать всё меньше и меньше, о чем недвусмысленно намекает нежелание G20 осуждать Россию. И что, ведь тогда получается, если не осуждают Россию, то получается, осуждают Запад, который активно всё это дело снабжает. Что-то похожее было у Достоевского в повести «Записки из подполья»: «Всему свету ль провалиться или мне чай не пить?». Только сдаётся нам, что Запад, как и герой повести, обречён сделать неправильный вывод.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA