На самом пике вооруженного противостояния СССР и США, когда казалось, что накалять его уровень больше некуда, свет увидела «машина судного дня». Ее миссия сводилась к одной задаче — выдержать напор врага и в случае необходимости нанести ему критическое поражение. Не зря на Западе эту машину назвали «Тайфун», а на родине — «Акула». Грозный силуэт этой подлодки не оставляет никаких сомнений, что именно она воплощает в себе противостояние, на кон которого поставлено существование всего человечества.
«Подводный монстр»
С первого взгляда и даже издалека ТК-208 «Дмитрий Донской» не спутать ни с чем. Внешний облик этого подводного монстра подтверждает, что это апогей советской инженерной мысли. И это вовсе не высокопарные слова, а действительно единственная в мире подлодка такой необычной формы. Ее образ был использован в фильме «Русская «Акула», а также в повести В. Пикуля «Моонзунд».
«Дмитрий Донской» — это самый большой и самый мощный атомный подводный крейсер в мире. Его корпус можно сравнить по габаритам с девятиэтажным домом на 5 подъездов. Благодаря модернизации в 2000-х годах, он был переоборудован по проекту 941УМ для испытаний новой МБР «Булава» и до сих пор несет службу на Беломорской военно-морской базе в Северодвинске.
«Десять пусков ракет нового комплекса, проведенные с «Дмитрия Донского», показали очень хорошие характеристики в части стабильности движения корабля, прохождения ракетой подводного участка, работы навигационного комплекса. Стоит отметить, что на пути модернизации корабля конструкторы преодолели сопротивление и опасения многих сомневавшихся и коренным образом изменили принятый ранее порядок испытания новых морских ракет», — сказал генеральный директор ПО «Севмаш» Михаил Будниченко.
Сейчас на «Дмитрии Донском» установлено 20 баллистических стратегических ракет «Булава». Подлодка не предназначена для ближнего боя с другими морскими судами и воздушной техникой. Однако конструкторы предусмотрели и такую возможность: в носовой части расположили 6 торпедных аппаратов, а в боекомплекте — 22 торпеды УСЭТ-80 и ракето-торпеды «Водопад», которые поражают подлодки на расстоянии до 50 км. Для воздушных целей предусмотрены ПЗРК «Игла».
Причем каждая ракета «Булава» несет 10 боеголовок мощностью заряда по 100 кт каждая. Ракеты можно запустить из подводного положения и поражать цели на расстоянии до 9300 км. Получается, что с Северного полюса ракета может долететь до экватора.
Утилизация «под вопросом»
Несмотря на всю высокотехнологичность, проект «Акула» имеет непростую судьбу. Из шести построенных в рамках проекта 941«Акула» сегодня остался в строю только самый первый из них — «Дмитрий Донской».
ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» были выведены в резерв в 2004 и 2006 годах соответственно. Дальнейшая судьба этих лодок находится под вопросом, и активно обсуждается вопрос их утилизации. Но никто до сих пор этого не сделал, и есть серьезные основания предполагать, что спешить точно не будут. Действительно, а зачем спешить? Ведь это настоящий туз в колоде, само наличие которого хоть и с неизвестным статусом заставляет оппонента держать руку на пульсе.
2022 год многое перевернул в военном отношении, но на судьбу оставшихся «Акул» не повлиял. Это на самом деле странно. Ведь в такое неспокойное время, когда мир по максимуму вооружается, казалось бы, пора выводить из тени жемчужины подводного флота, а всё происходит наоборот.
Появляются разговоры о выводе из эксплуатации оставшегося «Дмитрия Донского». Особенно удивляют панические публикации в западной прессе о судьбе символа российского подводного флота. Даже «Википедия» похоронила проект 941«Акула».
Причем всё это началось задолго до принятия СНВ-3, в рамках которого Россия и США имели право контролировать ядерный потенциал друг друга. Согласно договору, в готовом состоянии запрещается держать более 1550 боеголовок. Но только на словах, а на деле…
«США и НАТО прямо говорят о том, что их цель — нанести стратегическое поражение России… Некоторые деятели в Вашингтоне, нам это доподлинно известно, задумываются уже о натуральных испытаниях своего ядерного оружия, с учетом того, что в США идет разработка новых типов ядерных боеприпасов. Такая информация есть», — заявил российский лидер.
Будущее «Акул»
Решение об их утилизации, очевидно, представляется весьма тяжелым для России. Ведь «Акулы» стали самыми большими и самыми дорогостоящими субмаринами в истории и создавались как средство гарантированного ядерного сдерживания. Но часть «Акул» действительно в свое время не вписалась в нормы СНВ-3. Кроме того, существует масса проектов по возвращению этих подводных крейсеров в строй уже в качестве подводных арсеналов, когда каждая из лодок может нести не менее 200 крылатых ракет семейства «Калибр».
Но сегодня будущее «Акул» весьма неопределенно. Настораживает и факт, что приостановлена эксплуатация двух подлодок проекта 941 одновременно с появлением межконтинентальной ракеты «Булава», которая несет большее количество боеголовок. У проекта 941 таких ракет 20 — значительно больше, чем у других АПЛ. Получается, что две «Акулы» значительно замещали лимит по боеголовкам (это дополнительно 400 боеголовок, что составляет 26% от возможного), поэтому их легче было вывести из игры. Соответственно, сохранение «Архангельска» и «Северстали» означало бы, что России придется заморозить строительство новых подлодок стратегического класса. Ведь «Булавы», от 6 до 10 боеголовок в зависимости от уровня напряженности отношений с Западом.
Что касается подлодки «Дмитрий Донской», то ей уже 41 год, откровенно говоря, преклонный возраст. И её вполне заслуженно могут превратить в музей. Но, учитывая растущий уровень угрозы, скорое завершение действия договора СНВ-3 и нежелание сторон продлевать его, оставить на причале две других субмарины проекта 941 предусмотрительно. И они довольно свежи, ведь их реакторы заглушены уже почти 20 лет назад. В случае модернизации ТК-17 и ТК-20 ещё не одно десятилетие могут наводить ужас на противника в бескрайних водах мирового океана.
А боеголовок у РФ даже с учетом 12, а не 10 ракетоносцев, которые скоро будут на службе ВМС, по приблизительным оценкам, уж точно более 2000 штук. Мы ни на что не намекаем, но упорное нежелание России что-то решать с АПЛ «Архангельск» и «Северсталь» до момента завершения СНВ-3 наводит на определенные мысли. И тут вспоминаются слова из того же 2010 года об огромных модернизационных возможностях «Акул». Согласитесь, интересно, что же произойдет в 2027 году, когда последний договор о сокращении наступательных воoружений прекратит свое действие?
О выдающихся эксплуатационных качества проекта 941 и почему он на самом деле получил такую необычную форму (на эту тему ходит множество спекуляций) мы писали в первой части:
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA