Найти в Дзене

Построение системы в отделе продаж для природоохранной компании

Оглавление

Компания "Экострой" занимается научно-исследовательской и научно-практической деятельностью в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, охотничьего и лесного хозяйства, государственного и муниципального управления, охраны здоровья и благополучия человека.

Компания уже более 10 лет успешно выполняет работы по инвентаризации городских насаждений и элементов благоустройства, экологическому мониторингу, проектированию лесных участков, парков и скверов, проводит научно-исследовательские работы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования во всех регионах Российской Федерации.

Дополнительно у компании есть свой собственный облачный сервис "Единая Среда" (цифровая среда для учета городской и природной инфраструктуры), который позволяет:
- грамотно управлять территорией нового озеленения;
- эффективно расходовать бюджет;
- привлекать внебюджетные средства в городское развитие;
- контролировать выполнение подрядных работ и тд.

Компания работает в B2G сегменте, клиентами "Экострой" являются государственные и муниципальные органы власти, ведущие отраслевые ВУЗы и научно-экспертные сообщества.

На момент обращения в REON как такового отдела продаж в компании не было:
- отсутствовала структурированная работа с клиентами;
- не было выделенного отдела продаж;
- отсутствовали инструменты для ведения сделок и контроля работы сотрудников;
- не были прописаны регламенты работы, план продаж, скрипты и отработки возражений.

Руководитель компании хотел создать выделенный отдел продаж и выстроить в нем четкую эффективную систему работы с клиентами.

-2

Чтобы учесть все риски, нюансы работы и предложить компании полноценное решение, - мы всегда начинаем нашу работу с комплексного предпроектного аудита (ППА). Таким образом, ожидания заказчика на старте работ точно совпадут с результатами после сдачи проекта.

Предпроектный аудит на построение отдела продаж

1. Во время комплексного предпроектного аудита (ППА) мы провели исследование компании, её продукта и ЦА, оцифровали текущие бизнес-процессы, описали общую структуру компании и её текущую IT-структуру, а также собрали расширенный перечень задач на построение отдела продаж. В компании отсутствовали регламенты работы и план продаж, не было описанных скриптов продаж под каждый этап коммуникации с клиентами, а так же отсутствовал выделенный HR отдел.

В результате аудита мы выделили сильные и слабые стороны компании и поняли, какой объем работ нам предстоит.

2. Только познакомившись со всеми аспектами работы компании, - мы подготовили предпроектное задание, то есть дорожную карту того, каким образом должна быть выстроена система в отделе продаж.

В итоге для компании "Экострой" в ходе реализации проекта по построению отдела продаж было необходимо:
- Выстроить воронки продаж.
- Подготовить регламенты работы сотрудников.
- Рассчитать план продаж.
- Прописать систему мотивации на основе регламентов работы, плана продаж и текущих бизнес-процессов.
- Подготовить скрипты продаж и отработки возражений.
- Прописать HR политику.
- Внедрить CRM систему.
- Провести обучение сотрудников и руководителя.

-3

3. Далее проект-менеджер REON провел защиту аудита перед руководителем компании "Экострой", обосновал все этапы работ и стоимость проекта. После чего Илья уже принял окончательное решение о продолжении работы с нашей командой, и мы стартовали работу по построению системы продаж для природоохранной компании.

Так же в параллель с построением системы продаж, - команда интеграторов REON стартовала проект по внедрению CRM системы в компанию. Об этом вы подробнее можете прочитать в кейсе по ссылке -
https://reon.pro/ecostroi

Реализация проекта: прописание воронок продаж

После сдачи предпроектного аудита, мы приступили к старту первого этапа работ, а именно: созданию и согласованию с руководителем статусно-конверсионных воронок продаж на основе ранее оцифрованных бизнес-процессов. В итоге для компании было выделено 6 воронок:

1. Первая воронка "Основная" была оцифрована для работы с новыми клиентами.
Менеджер принимает новую заявку, квалифицирует клиента, назначает встречу, параллельно подготавливает КП, далее проводит встречу, согласовывает КП и отправляет его клиенту. Затем идёт разветвление: руководитель либо выставляет проект на торги (тендер), либо менеджер сразу заключается договор с клиентом.

Далее идет либо процесс участия в тендере, либо контроль подписания договора. После чего уже сделка переходит на этап "Договор подписан", где остается висеть пока не завершится производство, так как компания работает по полной постоплате.

-4

Основным конверсионным этапом (ОКЭ) данной воронки продаж мы выделили этап проведения встречи с клиентом. Этот этап является ключевым, так как именно во время него менеджер показывает свою экспертность, доносит выгоды и ценности от работы с компанией, отрабатывает возражения и закрывает клиента на продажу. Чем больше потенциальных клиентов менеджер сможет закрыть на данный этап, тем выше будет конверсия из заявки в продажу, и соответственно, тем больше продаж будет в компании.

Поэтому при оцифровке бизнес-процессов и компоновке воронок продаж для наших клиентов, мы всегда большой упор делаем на анализ и выделение такого конверсионного этапа.

2. Вторая воронка "Производство" была создана для ведения и реализации проектов.

Воронка стартует с этапа "Договор подписан", менеджер связывается с клиентом и запрашивает информацию по объектам, далее руководитель производственного отдела проводит анализ информации, подготовку к полевым работам и контролирует сами полевые работы.

После того как полевые работы проведены, - проводятся камеральные работы и происходит обработка собранных данных. Затем руководитель подготавливает пакет документом с описанием работ, сдает работу клиенту и отправляет ему пакет документов с исследованием.

Менеджер, в свою очередь, запрашивает закрывающие документы и постоплату от клиента, - после чего сделка успешно закрывается.

-5

3. Третья воронка "Повторные продажи" была вынесена для работы с уже действующими клиентами компании.

-6

4. Воронка "Активные продажи" была создана для холодного прозвона и поиска потенциальных клиентов компании.

-7

Формирование плана продаж

Правильная постановка плана продаж заключается в том, чтобы руководство компании понимало из чего этот план формируется, от чего зависит и какие ресурсы могут потребоваться для увеличения его показателей. Поэтому мы составили подробную таблицу с декомпозицией целей компании. Это позволило наглядно увидеть, в какой точке находится компания в данный момент и на какую прибыль она может выйти в ближайшие месяцы.

-8

В декомпозиционной таблице мы:
1. Простроили и описали воронку продаж
с её конверсиями за предыдущие периоды. Таким образом, стало видно, какое количество заявок компания получает на входе и какое количество продаж совершает на выходе.

2. Расписали, какую выручку компания получает совершая то или иное количество продаж. Отталкиваясь от среднего чека, мы можем увидеть, сколько компания зарабатывает в месяц.

3. Учли расходы компании на макроуровне: коммерческие, административные и производственные затраты.

4. Рассчитали чистую прибыль компании, на которую она выходит. Исходя из этого показателя, становится видно, на какую прибыль может выйти компания, какие цели может поставить перед собой собственник и какой план может озвучить менеджерам отдела продаж.

Документ позволяет понять, какое количество действий должен совершить отдел продаж, какое количество заявок должно поступить к компанию, какие конверсии должны быть у сотрудников по воронке продаж, чтобы достичь цели.

После оцифровки текущей ситуации в компании, мы структурировали и выстроили реальный план продаж в деньгах. Этот план в дальнейшем и лёг в формирование системы мотивации сотрудников.

Создание регламентов работы

Регламенты работы отдела продаж необходимы для экономии времени руководства компании и понимания сотрудниками того, как им нужно выполнять свою работу. Регламентирование процесса продаж сводится к созданию и накоплению базы знаний по всем аспектам продажи. Формируются регламенты опираясь на ранее построенную воронку продаж и практический опыт работы.

- Первый регламент работы мы создали для руководителя и сотрудников отдела продаж в течение рабочего дня, в котором подробно описали их ключевые действия. Также мы описали ряд рекуррентных ежедневных задач для руководителя отдела продаж и выделили приоритетные показатели отдела продаж, за которыми он должен следить.

-9

- Второй регламент мы прописали для работы сотрудников в CRM, чтобы они могли корректно работать и вести сделки в системе.

Так как для компании мы отдельно занимались настройкой CRM системы, то этот регламент был обязательной частью работ по построению отдела продаж.

-10

Построение системы мотивации

Чтобы у менеджера был стимул продавать - его нужно мотивировать. И для начала делать это нужно материально, а уже потом задумываться о других способах поощрения.

Система мотивации - это один из главных элементов внутренней структуры отдела продаж. Если система мотивации составлена некорректно (то есть не стимулирует менеджеров работать еще эффективнее), то никакое обучение сотрудников не приведет к выполнению и перевыполнению поставленного плана продаж.

Система мотивации была прописана на основе регламентов работы, плана продаж и текущих бизнес-процессов. Составили мы ее как для руководителя отдела продаж, так и для менеджеров.

На данный момент одним из самых эффективных подходов к формированию системы мотивации является деление заработной платы сотрудников на три части, поэтому для проектов наших клиентов мы используем именно этот подход:

- твёрдый оклад, который выплачивается сотрудникам за выполнение ежедневных механических действий. Твердая часть не выплачивается просто за присутствие человека на работе. Необходимо тоже поставить базовые требованию к твердому окладу: соблюдение графика рабочего дня, корректная работа с документацией и тд. Но не более 2-3 пунктов.

-11

- мягкий оклад - это заработок менеджера, величина которого зависит от выполнения ключевых показателей эффективности (KPI), влияющих на совершение продажи.

Но так как многие продажи шли через тендер, а тендер мог не состояться по многим техническим причинам, то мягкий оклад менеджера зависел не от суммы продаж, а от количества клиентов, переданных на участие в тендер, и от суммы бюджета этих клиентов. Если тендер проходил успешно, то эта сумма полностью попадала в план продаж менеджера, а если тендер не был выигран, то в плане продаж учитывался определенный коэффициент от этой суммы.

-12

- бонусная часть, которая начисляется за выполнение плана продаж по выручке. Важно, это не процент от продаж, а конкретная твердая сумма, которую получает менеджер при выполнении плана. План продаж не выполнил, бонус не получил.

Так же мы прописали процент за перевыполнение плана продаж. Например, дополнительно к бонусам менеджер получает процент от суммы перевыполнения плана.

-13

Кроме того, была создана автоматическая таблица для расчета заработной платы согласно действующей системе мотивации. С помощью неё сотрудники в любой день могут вставить свои фактические показатели и понять, на какую ЗП они могут рассчитывать в этом месяце.

Это важно для того, чтобы сотрудники понимали, за что именно они получают деньги и стремились выполнять поставленные показатели.

-14

Прописание скриптов продаж

B2G - это достаточно сложная специфическая ниша в плане осуществления переговоров с клиентами, ведь клиентами являются представители муниципальных и государственных органов! Поэтому особое внимание мы уделили продумыванию и составлению скриптов продаж:

1. Первый скрипт был написан для холодного обзвона и активного поиска клиентов.

Цель менеджера выйти на ЛПРа, квалифицировать его, выявить боли и потребности, и уже закрыть на звонок или встречу. Опять же, так как госслужащие - это вовсе не руководители частных компании, то нам было важно продумать правильные заходы при холодном звонке и вызвать желание у сотрудника на другом конце телефона выслушать предложение.

2. Второй короткий скрипт был написан для коммуникации с клиентами в текстовом формате в соцсетях и мессенджерах. Целью данного скрипта является закрытие клиента на звонок с менеджером и согласование предложения.

-16

3. Скрипт проведения квалификации и закрытия клиентов на презентацию или встречу как для входящего, так и для исходящего звонка.

4. Четвертый скрипт продаж был описан для основного конверсионного этапа воронки продаж, а именно проведения встречи-консультации с клиентом.

Цель менеджера на данном этапе выявить боли, презентовать продукт, продемонстрировать его выгоды и закрыть все потребности клиента, и продать продукт компании.

5. Дополнительно мы прописали скрипт для обработки возражений и итогового закрытие сделки на продажу.

Помимо классических возражений "Дорого", "Я подумаю", "У других дешевле", - мы проработали ответы на нишевые вопросы и возражения, которые чаще всего возникают у клиентов "Экострой". Например, это такие возражения как "У нас недостаточно финансирования для покупки доступа на год", "У нас отсутствуют квалифицированные специалисты", "Мы сможем справиться самостоятельно, по-старинке", "Это слишком сложно, наши специалисты не разберутся в интерфейсе программы" и тд.

Дополнительно по скриптам продаж было проведено 2 обучающих встречи, где мы подробно разбирали техники и технологии продаж, каким образом нужно коммуницировать с представителями госорганов, как правильно себя позиционировать, как описывать продукт, как отрабатывать возражения и тд.

Проработка кадровой политики

Кадры - это основа успешной компании, поэтому мы делаем такой большой упор на HR направлении при построении отделов продаж. Без выстроенной системы поиска, найма и обучения персонала, - выстроить отдел продаж становится практически невозможно.

1. Мы сформировали аватар менеджера по продажам и руководителя отдела продаж, прописали продающие вакансии для размещения на таких сайтах как HH, SuperJob и тд.

Вакансии были составлены по всем канонам максимального привлечения потока соискателей, чтобы была возможность отбора и выбора достойного претендента на должность. Текст объявления составляется таким образом, чтобы заранее отработать все возражения кандидата и закрыть его на собеседование.

2. Следующим этапом мы прописали список вопросов для проведения собеседований. Список вопросов содержит расшифровку ответов соискателей, чтобы специалист мог самостоятельно быстро оценить качество соискателя.

-21

3. Прописали подробный регламент поиска, найма и обучения персонала.

4. Дополнительно мы провели полноценный мастер-класс для руководителя компании по тому, как правильно выстроить HR систему в компании.

На МК были раскрыты такие темы как:
- Активный и пассивный поиск сотрудников
- Проведение персональных и групповых собеседований
- Структура и принципы проведения эффективного собеседования

5. И на последнем, но наверное самом важном этапе кадровой политики, - мы прописали систему ввода в должность новых сотрудников. Была сформирована полноценная база знаний, по которой сотрудники должны обучаться первые 3 недели работы в компании.

Обучение новым инструментам продаж

Дополнительно мы провели онлайн обучение как для руководителя, так и для сотрудников компании по всем прописанным инструментам продаж. Нам важно, чтобы каждый член команды понимал, почему план продаж именно такой, почему система мотивации выстроена в таком формате, как работать с регламентами и скриптами продаж и тд. Все новые инструменты должны быть понятны и прозрачны!

Всё обучение записывается и передается руководству компании для быстрого обучения и ввода в должность новых сотрудников.

Завершение проекта

Запрос на построение отдела продаж для компании "Экострой" был полностью реализован командой REON. Руководитель компании получил выстроенную эффективную систему в его отделе продаж.

После сдачи проекта с "Экострой" мы не прощаемся! Ещё в течение 1 месяца мы бесплатно сопровождали их отдел продаж, консультировали сотрудников и руководителя по всем возникающим вопросам. Нам важно не просто прописать и сдать документы для работы отдела продаж, а научить сотрудников и руководителя эффективно работать с ними, поэтому особое внимание мы уделяем постпроектному сопровождению.

Хотите с первого раза без потери времени и денег построить прибыльную систему в вашем отделе продаж?

Запишитесь на бесплатную онлайн-экскурсию в отдел продаж нашей компании. Вы получите новый взгляд на то, каким может и должен быть ваш отдел продаж для эффективной работы!
https://reon.pro