Студентка историко-филологического факультета ПГУ Дарья Казакова видит в поисковых движениях не только раскопки пропавших солдат, но и долг — сохранение памяти о бойцах Великой Отечественной войны.
В сентябрьском номере молодёжной газеты «Деловой» она поделилась необычными историями, привезёнными с раскопок вместе с находками, и рассказала о проекте «Автобус Победы».
Школьники рассматривают подлинные ордена, держа в руках каску, простреленную насквозь, и внимательно слушая экскурсовода. А вот милая девчушка прощается с любимым в Брестской крепости в июне 1941 года. Или вот раскоп – и она же бережно управляется с кисточками, чтобы поднять бойца. Дарья Казакова в свои 19 лет уже треть жизни состоит в поисковом отряде «Поиск-Вездеход». Теперь «Деловой» знает, что это не только чрезвычайно важная миссия, но и многогранная, интересная работа.
По следам пензенских дивизий
Белоруссия, Тверская область, Карелия, Крым и ещё с десяток регионов России – география экспедиций Даши внушительная. А в июле она побывала в Калининградской области, куда так давно мечтала отправиться за пензенскими бойцами. Но сначала не было бюджета, потом пандемийные ограничения мешали, а затем сменился состав отряда и было много новичков. И, наконец, в этом году всё сложилось, и поисковики отправились на 10 дней в леса самого западного региона.
– Мы впервые поехали в Калининградскую область, потому работали с местными коллегами вместе. Отправились к местам сражений 50-ой и 55-ой дивизий. Быстро пошёл раскоп, много точек пробили, потому что удалось «поймать волну» с калининградцами. Подняли 20 танкистов. Никаких опознавательных знаков обнаружить не удалось, но мы знаем их имена, потому что работали по списку похоронной команды. Он включал 35 человек. Калининградские ребята продолжили поиск, сообщили, что нашли всех. Работать в этот раз было сложно и морально, и физически. Ведь танкисты – это означает, что танк либо подожгли, либо подорвали. Потому у кого-то конечностей не было, у кого-то они были перебиты. Это затрудняло работу. Заметила одну особенность: одному из бойцов положили на грудь кружку, отметили. Предполагаю, это был командир. В регионе до сих пор сохранилась традиция – ставить кружки на могилах. Ещё из необычных находок – шлемофон с переговорным устройством в хорошей сохранности, – рассказала Даша об экспедиции.
Даша уже с 16 лет в поисковых походах, а в отряде – вообще с тринадцати, хотя в раскоп можно только с 18 лет, ведь опасно это, надо быть постоянно в напряжении, имея дело со взрывоопасными предметами. За такое солидное время в отряде Дарья нашла свою нишу – в экспедициях она ловко орудует кисточками, отвечает за эксгумацию:
– Зачистка – очень трудоёмкий процесс. Косточки маленькие зачищать надо очень внимательно и аккуратно, чтобы ничего не задеть. Это требует большого терпения и сосредоточенности, поэтому больше для девочек подходит, на мой взгляд. Но зато мужчины ловко орудуют техникой. А я до сих пор не умею хорошо распознавать «язык» металлоискателя. Пищит – значит что-то железное, и всё (улыбается), а там своих тонкостей миллион.
Даша привозит из экспедиций не только вещи бойцов, которые становятся экспонатами Музея поисковых отрядов, но и удивительные истории. Одна из них произошла в Карелии в 2019 году:
– Белые ночи. Мы нашли сразу 19 бойцов, но до 9 вечера не успели зачистить. Прогноз пугал дождём на следующий день, потому приняли решение ночью работать. И как пошли находки: ложка, бритва подписные, три медальона. И заполненные! Подняли в итоге всех. Это был мой первый медальон – самое важное, что может найти поисковик. Сейчас он в нашем музее. Мне кажется, этот случай – как благодарность от бойцов. За то, что мы не ушли, не оставили, ведь это было бы неправильно. Но мы пришли, чтобы память о них сохранилась. Это наш долг. Как мы могли уйти, – вспоминает Даша.
Ещё один необычный случай приключился в Белоруссии, когда «Поиск-Вездеход» работал с орловскими поисковиками на месте гибели миномётного расчёта. Они нашли пензенского бойца, а наши – орловского. И таких историй у каждого поисковика немало наберётся, когда начинаешь верить: бойцы их ждали.
Дарья вспоминает, что самая редкая её находка – это даже не медальоны, а фарфоровая кружка РККА, их всего 250 штук было! Вручались выпускникам Подольского училища. Да, те самые легендарные подольские курсанты. Кружку нашли во время экспедиции в Великий Новгород. Такая хрупкая вещь, а нашлась целой – теперь в музее.
Пенза – Брест
Полумрак и нависающие почти над головой кирпичные своды. Кажется, попадаешь в подземелье. Но нет, это Брестская крепость в…автобусе. «Автобус Победы» – над этим проектом трудилась и Даша – воссоздал кусочек истории, объединивший навсегда Пензу и Брест. Получилось очень атмосферно. Обычный автобус всего за два месяца в умелых руках пензенских поисковиков превратился в интерактивный музей и уже побывал на «iВолге», приковав к себе всеобщее внимание. Дарья выступила в роли экскурсовода.
– Идея создать такой передвижной музей принадлежит нашему министру образования Алексею Комарову, и нам она пришлась по душе, поэтому мы с головой погрузились в творческий процесс создания музея-инсталляции. Было очевидно, что надо посвятить экспозицию защитникам Брестской крепости и нашему герою-земляку командиру Андрею Кижеватову. Тут у нас и пограничный столб, и собака, и настоящий пулемёт Максим, и Приказ №1 – точная копия, даже дырочки на тех самых местах, что и у оригинала, хранящегося в брестском музее. Разместили и игрушки того времени, ведь в крепости было огромное количество детей. Вот у нас и листовки, которые сбрасывали, подвешены – включаем кондиционер, и они колышутся, будто летят. Ещё сделали из поисковых находок (лопат, винтовок, касок) цельные композиции, чтобы наглядно показать, что творилось в осаждённой крепости. Там кирпич плавился, чего уж говорить про металл! Так что задача «Автобуса Победы» – создать максимальное погружение. Наша иммерсивная экскурсия начинается рассказом с экрана монитора, якобы от лица самого Кижеватова (снимали, кстати, реально в Брестской крепости в июне, у меня тоже была роль). И только потом появляется экскурсовод. Я очень люблю общаться с детской аудиторией – натренировалась на пятерых племянниках (смеётся) и на наших слётах окружных, где мне всегда доверяли этап конкурса об истории одного экспоната. В сентябре наш «Автобус Победы» поедет по школам, а в июне 2024 г. отправится в Брест, – делится героиня.
Наша героиня признаётся, что уже не представляет себя вне поискового движения. Здесь она и экскурсовод, и наставник, занимающийся патриотическим воспитанием, и член большой поисковой семьи, и даже актриса.
Эхо войны ещё не одно поколение будет звучать. В наших семьях. В наших лесах. В наших сердцах. Только слышат его не все. Даша не только слышит, но и идёт на этот зов памяти и долга.
Наталья КОНАШЕНКОВА
Фото автора и из архива героини