Этот рассказ будет завершающим в серии статей про служебного овчара по кличке Боец. Но, прежде, чем мы узнаем о списании Бойца с баланса ведомственного питомника в связи с переводом его на пенсию, — ещё несколько фактов о его работе в органах МВД.
Рассказ написан со слов Романа, полицейского кинолога и напарника этого замечательного пса.
У Бойца свои правила
Работая в органах, Романа всегда раздражал ритуал подготовки служебных собак к соревнованиям. Рома и его коллеги искренне считают, что рабочих служебных собак не должны оценивать по критериям гражданских соревновательных нормативов. Полицейские и прочие служивые люди, работая «на земле», имеют что сказать тем, кто пишет правила для показательных спортивных соревнований.
Готовя собаку на выступление, ведомственные кинологи понимают, что их ждёт оценка взаимодействия проводника и собаки в связке с их общими умениями. Собаке нужно работать по следу в городских условиях, зачем ей сдавать (например) норматив на скорость подачи апорта? — это требование до сих пор является загадкой для практиков с погонами.
Можно, конечно, потратить время на формирование навыка быстрой подачи и, соответственно, потерять драгоценное время на изучение следовой работы, или работы по поиску взрывчатых веществ, или нарkотиkов... Роману не раз приходилось слышать от вышесттоящего начальства, что для поиска веществ не нужна сложная подготовка. Но на то они и вышестоящие, чтобы никогда не работать в реальных рабочих ситуациях.
И вот пришло время Бойцу показывать свои умения на межведомственных соревнованиях по защите.
Готовили Бойца по правилам и, то ли не довели до конца одно из упражнений по защите (когда собака долна по команде отдать то, во что она вцепилась), то ли Боец, как всегда, сам принял решение делать всё по-своему, мы уже не узнаем. Во всяком случае, на первых соревнованиях Боец, отличная служебная собака-практик, получила НОЛЬ за выполнение этого норматива. Всё из-за того, что пёс не смог отпустить защитный костюм после задержания фигуранта. В итоге защитную куртку пришлось снять вместе с прицепленной к ней собакой. Боец не отпускал куртку примерно полчаса, после чего устал и разжал челюсти.
И, если на предыдущих соревнованиях пострадал только костюм, то на следующих уже не повезло самому фигуранту.
Самоуверенный фигурант
Всё было, как обычно. Ребята из разных подразделений приехали на место проведения соревнований, обустроились, прошли жеребьёвку и стали ждать начала мероприятия.
Перед соревнованиями к собакам подошла фигурант-практикант. Девушка. Да, такое бывает. Почему-то перед соревнованиями она решила «прогреть» собак. То есть немного их раззадорить.
Надела она дрессировочный рукав, взяла стек в другую руку и давай по кругу «драконить» тех, кто будет выступать. Доходит до Бойца. Ребята, выставляющие Бойца, её предупреждают, что собака работает либо в костюм, либо по живому. Дрессировочный рукав Боец не признаёт.
К сожалению, девушка была слишком самоуверенна. Не каждый мужчина сможет принять собаку на рукав... Роман, с его практикой дрессировки — порванными артериями на ногах, прокусами до костей, почти сломанных ребер, крови из ушей — мог точно сказать, что никогда нельзя недооценивать собак.
Однако девушка ответила, что она всё знает и за неё переживать не нужно.
Раззадоривать Бойца было лишним, но спорить с фигурантом не стали..
Прогрев происходит так: собаку берут на короткий поводок, фиксируют на одном месте и крепко держат, создавая зону для укуса. Собака сможет дотянуться до фигуранта, только зайдя в эту зону. Фигурант сам решает, когда дать собаке возможность достать до рукава.
И вот девушка начала «разогревать» Бойца: заходит в зону укуса и даёт Бойцу шанс произвести хватку. Боец же совершенно неожиданно подбивает рукав носом снизу!
Сил у фигуранта удержать рукав в защитной позиции не хватило, да и эффект неожиданности сыграл свою роль. Раскрываться фигуранту было нельзя ни в коем случае! Одно из основных правил гласит — что у собаки перед глазами, то она и укусит. Рукав, подскочивший от удара носом, открыл Бойцу живот девушки. В итоге пёс делает четыре дыры на животе фигуранта.
Что это было? Для Бойца это был очередной опыт, необходимый для реальной жизни. А для фигуранта — несколько швов и понимание того, что не все собаки одинаковы и не все работают по прописанным правилам. Некоторые, как Боец, могут эти правила менять под себя.
Эпилог
Были ли у Бойца щенки? Были. И это были однозначно хорошие потомки отличного служаки. Были ли они похожи на него в работе? Таких Роме не удалось увидеть, а он старался следить за детьми Бойца через общение с их хозяевами.
Расставание и пенсия
Через несколько лет совместной с Бойцом службы пришло печальное время, когда в подразделении, где служил Роман, сменили начальника. С новым начальником наш Роман не нашёл общего языка.
Для Ромы питомник был личным пространством, к каждому питомцу он привязывался и каждого считал своим. В тяжёлые времена, когда на каждую собаку выдавали миску бульона из вываренных третьи сутки подряд костей, Рома приносил на своём горбу мешки с крупой, купленные за свой счёт, чтобы хоть чем-то накормить собак.
На момент прихода нового начальника Роман занимал должность старшины и отвечал за продовольствие. К тому времени он наладил порядок с питанием и даже научился варить каши )))
И вдруг он слышит от нового начальника, что тому нужны остатки корма и мяса, что означало только одно: у собак надо обрезать пайку.
Роман не сдержался:
— Пока я тут работаю, никто собак объедать не будет!
Через пару месяцев Романа вынудили перевестись в другое подразделение. Своего Дара он снял с довольствия и убыл на новое место службы.
Прошло два года. Воровитого начальника уволили и Романа пригласили обратно.
За это время Боец уже был списан на пенсию и был взят в семью своего первого хозяина, с которым начинал службу ещё молодой собакой. Жил Боец в частном доме, среди бегоний и грядок с морковкой, опекаемый заботливыми хозяевами.
Рома приезжал к Бойцу в гости. Тот его, конечно же, узнал, обрадовался, побежал свои грядки показывать. А потом вдруг собрался и, как в молодости, заглянул Роману в глаза с вопросом: «Что, на задание? Не справляются твои молодые псы? Ничего без меня сделать не можете...»
Это был счастливый старый пёс, проживший более 13 лет и ушедший на Радугу не от болезней, а от естественной старости.
Спасибо Роману за эту историю. Она вынула душу у моих читателей и научила нас немного понимать изнанку жизни рабочих собак. Тех, которые служат НА ЗЕМЛЕ. Для нас, на ней живущих.
Все рассказы о Бойце с самого начала:
На фото просто старая седая овчарка. Сколько мудрости в этих глазах...