Охота
Режиссёр: Томас Винтерберг
Страна: Дания, Швеция
Год: 2012
Очень эмоциональный фильм, полный противоречий, чрезмерной реакции и несправедливости. Фильм снят очень реалистично и имеет действительно земную текстуру и правдоподобие. Это прекрасная работа с хорошим исполнением и превосходной режиссурой, но она не для всех.
Сюжет: Лукас (Мадс Миккельсен) скромный учитель детского сада, который живет в сплоченном сельском городке в Дании. После неудачного развода со своей женой Кирстен он почти не видит своего сына Маркуса. Тем не менее, его очень любят: его ученики, его сын и его лучшие друзья. Шумная, но исполненная благих намерений компания охотятся и пьют вместе. Жизнь Лукаса начинает налаживаться. Появляется девушка и связь с сыном восстанавливается.
Клара, пятилетняя дочь его лучшего друга Тео (Томас Бо Ларсен), по-детски влюбляется в Лукаса. Когда она пытается передать открытку в виде сердечка и поцеловать его, он дает ей отпор, объясняя, что поцелуи в губы предназначены только для ее матери и отца и что она должна отдать сердце мальчику ее возраста. Клара расстроена и не понимает, что произойдет, когда она запускает ужасную цепочку событий, которая заставляет школу поверить, что он сексуально надругался над ней и, возможно, над другими детьми тоже.
Винтерберг и Миккельсен изображают Лукаса настолько естественно, насколько это возможно. Фильму удается вызвать у зрителей разумную долю сомнений. В этой мучительной ситуации все дело в охоте на ведьм и в том, как знакомые, коллеги и даже друзья могут так быстро превратиться во врагов.
Как персонаж Лукас морально безупречен, но это не значит, что у него нет недостатков. Его серьезная ошибка заключается в том, что он слишком доверяет другим людям, не заботясь о том, чтобы защитить себя, потому что он не верит, что другие люди захотят причинить ему боль. В некотором смысле он такой же наивный, как дети, с которыми он работает. И когда люди начинают говорить за его спиной, и он улавливает, о чем идет речь, он реагирует не так, как мы могли бы ожидать. Он не сразу защищается, просто озадачен, сохраняя спокойное поведение. Мы переживаем за то, чтобы он добился справедливости и очистил свое имя, но мы также умоляем его не совершать опрометчивых поступков, поскольку его действия начинают негативно сказываться на тех, кто ему дорог, например, на его сыне и его девушке.
Несколько случаев, когда Лукас действительно заступается за себя, включая одну душераздирающую сцену в местном супермаркете, приносят зрителям странное облегчение. После долгих, напряженных моментов, когда хочется, чтобы можно было войти в это общество и вмешаться, становится легче видеть гнев, вместо тихой, благонамеренной несправедливости.
Название фильма уже предполагает, и начальные сцены прямо заявляют об этом, что между охотой на оленя, которая является единственной формой развлечения в этом сообществе, и тем, как Лукаса выгоняют и оскорбляют его бывшие друзья, присутствует символизм. И это Миккельсен запечатлел великолепно: нервная энергия загнанного дикого животного присутствует в подтексте каждой части его игры.
Важно отметить, что Винтерберг не предполагает никакой двусмысленности. Нет сомнений в невиновности Лукаса: и все же мы видим, как рациональные люди могут верить в обратное и как они доходят до момента групповой истерии, в которой обвиняемый становится табу, нечистым микробом, подлежащим уничтожению.
Фильм исследует то, что происходит с человеком, чья репутация была разрушена. Растление малолетних - одно из худших преступлений, которые кто-либо может совершить. Это может означать, что даже если ваше имя очищено, сомнения все еще остаются. Это клеймо, которое никогда не проходит.
Мы остаемся с затянувшимся вопросом о том, действительно ли вопрос решен или нет, и все ли в сообществе однозначно отказались от своего суждения. Это вбивает в сознание мысль о том, что действия имеют последствия, намеренные или нет. Решение одной маленькой девочки будет иметь необратимые последствия. Лукас проведет остаток своей жизни, оглядываясь через плечо, и, хотя он и очистил свое имя, у него всегда будут враги, заслуженные или нет.