Генеральный директор компании «Меркатор», эксперт в области корпоративной и индустриальной рекламы, телеведущий, академик Российской академии телевидения Андрей Скворцов рассказывает, что может испортить любое выступление и как этого избежать.
Грех 1. Не волноваться
Страх провала мотивирует серьёзно готовиться к выступлению. Когда волнения нет, подготовка проседает. Спикер хуже готовит контент: приводит мало примеров, не использует исследования, не учитывает интересы аудитории, мало или совсем не репетирует.
Поэтому, если вы абсолютно уверены в себе и не волнуетесь перед выступлением, знайте: ораторский провал близок.
Грех 2. Не искать аргументы
Известный психолог Стивен Косслин выяснил в ходе исследования: аудитория хуже воспринимает выступление, в котором нет хороших доказательств главной мысли. Личный опыт и логика не плохие, но и не лучшие аргументы. Опыт сложно или невозможно проверить, а логика бывает ошибочной. Найдите (или проведите сами) грамотные исследования по теме и опирайтесь на них — так вы заслужите уважение самой требовательной аудитории.
Грех 3. Не думать о сомнениях и возражениях аудитории
Выступление, которое не закрывает вопросы и «боли» аудитории, ей неинтересно. Чтобы не разговаривать вхолостую, на подготовительном этапе следует узнать причины, которые удерживают, например, от покупки вашего продукта или услуги и опираться на них.
Например, вы продаёте услугу и хорошо рассказываете про её особенности и выгоды. Но слушатели не реагируют. Одна из возможных причин — аудитория просто не понимает, чем ваш продукт отличается от аналогичного у конкурентов. Хорошо бы узнать это заранее и бороться именно с этой проблемой.
Грех 4. Не убирать из выступления лишнее
Чем больше скажешь, тем меньше услышат. Аудитория плохо воспринимает выступление, в котором много второстепенной информации. В своём рейтинге грехов выступающего Стивен Косслин поставил на первое место захламление речи ненужными деталями.
Понять, что убрать из выступления, можно, отрепетировав его на 2—3 представителях целевой аудитории, коллегах или друзьях. Попросите их «потроллить»: пусть эти несколько человек специально перебивают и оппонируют. Ваша задача — отметить лучшие возражения и подобрать для них достойные ответы, чтобы использовать в будущем выступлении.
Грех 5. Не ставить себе сложных целей
Простые цели спикера вроде «Рассказать о …», «Познакомить с…» не провоцируют аудиторию на возражения и не вызывают эмоций. А значит — неинтересны ей.
Чтобы получить отклик у слушателей, цель должна отвечать на вопрос: что нам (аудитории) предлагают сделать? Сравните цели: «рассказать о правилах маркировки рекламы» (простая, скучная) и «добиться, чтобы аудитория всегда маркировала рекламу, причём правильно, без ошибок» (сложная, интересная). В последнем случае спикеру придётся потрудиться: узнать и продумать возражения, найти подходящие аргументы. Но и эффект от неё будет заметнее, как минимум выступление будет интереснее слушать.
Делаем выводы
Чтобы ваша речь откликнулась и запомнилась слушателям, важно:
- точно сформулировать цель выступления в терминах «что сделает аудитория после» (не упрощаем себе задачу!);
- изучить боли и сомнения целевой аудитории (не боимся сложных вопросов!);
- найти аргументы главной мысли, которые подтверждены исследованиями (копаем глубже!);
- тщательно отредактировать текст выступления (убираем всё лишнее!);
- отрепетировать на друзьях (не стесняемся волноваться!).
Подробнее о том, зачем и как использовать в выступлении методы сторителлинга, читайте в этой статье СберПро Медиа.
#Softskills #Лидерство