Красноярка Юлия Иванова после окончания университета уехала покорять райский остров Бали, но столкнулась с совсем не радужной действительностью. В откровенном интервью Newslab она рассказала, почему пограничники могут не пустить в страну, где дешевле всего жить на Бали и как обманывают русских.
«Когда прощались, были слезы»
Я родилась и выросла в Красноярске. В 2019 году поступила в Институт филологии языковой коммуникации в СФУ по направлению «Журналистика» и летом этого года успешно окончила университет с красным дипломом.
Я знала, что буду переезжать, еще в начале четвертого курса. Мой молодой человек вместе с сестрой и ее мужем уехал жить на Бали. Я в это время заканчивала учебу, писала диплом и параллельно собирала документы.
Выпускной прошел 11 июля, а уже через четыре дня я с чемоданами была в аэропорту.
Близкие к моему решению отнеслись спокойно. Одногруппники поддержали, были за меня рады. Мама приняла, что дочь уже выросла, а вот бабушка поначалу не воспринимала переезд как что-то серьезное, мол, «где родился, там и пригодился». Отпускали с грустью. Особенно расстроилась младшая сестра — когда прощались, были слезы. Сейчас постоянно переписываемся, присылаем друг другу «кружочки» в Telegram.
«Пограничники не пускали без объяснения причин»
Для въезда в страну нужна виза и обратный билет. Прямого рейса на Бали нет, но еще в мае мне повезло взять билет из Красноярска в Бангкок, а оттуда в крупнейший город острова — Денпасар. Вся дорога заняла сутки, по стоимости мне это обошлось примерно в 50 тыс. рублей. Если бы не прямой рейс в Таиланд, то вышло бы дороже на 30 тысяч.
Заранее мы оформляли визу B211A — она рассчитана на 60 дней, но дважды ее можно продлить. В совокупности легально на острове можно находиться 180 дней. Причем оформление и продление визы не бесплатные — за полгода на одного человека придется отдать 45 тыс. рублей. За то, чтобы просто оставаться в стране. Это достаточно сильно бьет по кошельку.
Когда срок истечет, нужно обязательно вылететь из страны, а затем снова оформить визу. Это называется визаран.
Лично я его очень боюсь. Пограничники не всегда настроены дружелюбно. Я слышала истории от людей, которые «визаранили», а обратно их не пускали без объяснения причин.
У меня с паспортным контролем тоже была неприятная ситуация. Когда я прилетела на Бали, я выбрала очередь, где контролер выглядел очень дружелюбным. Он болтал со своим коллегой, смеялся и улыбался, без проблем пропускал приезжих. Когда подошла я, он изменился в лице и стал очень строгим. Начал задавать мне вопросы, а я, уставшая после целого дня в пути, растерялась и не смогла нормально сказать, где находится мой отель. В общем, с горем пополам он меня пустил. Наверное, подумал, что я какая-то глупая русская девочка.
«Найти в еде какой-то волосок — это норма»
Мы живем в районе Кута — в одном из самых недорогих и популярных среди туристов районов Денпасара. Среди русскоговорящих приезжих более популярен район Чангу, но там жить откровенно дорого.
Там, где поселились мы, цены почти не отличаются от красноярских. Комнату в гостевом доме мы снимаем за 15 тыс. рублей в месяц. Фрукты, чай и кофе — всё это даже дешевле, чем в России. А вот молочка очень дорогая. Обычный йогурт может стоит 150 рублей, молоко еще дороже, а сметану совсем не найти.
Обычно мы питаемся в бюджетных кафешках. Чек на двоих выходит примерно в 500 рублей. Есть места еще дешевле. В столовых с местной едой можно купить рис с курицей и яйцом за 100 рублей. Но в таких местах неподготовленному человеку может быть страшно — мухи летают, ящерицы по стенам ползают, с потолка что-то свисает. Нужно понимать, что Азия — это грязь. Мне казалось так и раньше, а тут это подтвердилось. Найти в еде какой-то волосок — это норма.
Есть рестораны для богатых туристов. Там, разумеется, совсем другой уровень сервиса. Располагаются такие заведения на берегу океана, а за одно блюдо придется отдать больше 1 тыс. рублей.
«Болеть здесь очень невыгодно»
Медицина на Бали достаточно дорогая, если ты не оформишь страховку. Например, мой знакомый отдал за два приема у лора 2 млн индонезийских рупий (12 тыс. рублей). Болеть здесь очень невыгодно.
Я тоже успела с этим столкнуться. У меня отклеился ретейнер, который установили после брекетов, и мне пришлось срочно куда-то обращаться. Я находила стоматологические клиники, где эта услуга стоила 5 тыс. рублей. Мне повезло — я обратилась в невзрачную одноэтажную клинику с тремя креслами в одном помещении, там мне смогли подклеить ретейнер всего за 200 тыс. индонезийских рупий (около 1,2 тыс. рублей). При этом установить коронку будет стоить примерно 50 тыс. рублей.
«Делают все, чтобы подзаработать»
Местные получают крайне низкие зарплаты. Обслуживающий персонал часто меняет место работы — ищут, где побольше предложат. На улицах ходят попрошайки, обычно это мамы с малышами. Дети могут продавать салфетки или другие бытовые мелочи в людных местах. Кто-то покупает из жалости.
Еще на улицах продают наркотики, хотя в Индонезии они запрещены. Можешь спокойно прогуливаться по улице, а какой-то человек может предложить тебе что-нибудь попробовать. Это идет от бедности — делают все, чтобы подзаработать.
По тем же причинам здесь высокая преступность. Часто вырывают телефоны и сумки из рук. Особенно осторожным нужно быть у дорог. Мимо проехал байкер — ты остался без вещей. Я видела статистику, что в день на Бали воруют примерно 400 телефонов.
Еще в последнее время стало много мошенников. Причем обманывают чаще русскоговорящие. Они предлагают услуги по обмену валюты или покупке товаров и услуг. Мошенники обычно берут предоплату или полную стоимость, а потом пропадают.
«На одном байке может ехать четыре человека одновременно»
На дорогах движение хаотичное, все едут как попало. Захотят — повернут в неположенном месте или поедут по встречке. Пешеходы тоже могут ходить где угодно, переходы в принципе не работают. При этом аварии происходят довольно редко.
В основном люди передвигаются по городу на байках, мотоциклах и скутерах. По узким улочкам трудно проехать машине, особенно в случае, когда на перекрестке встречается несколько авто. Скутер же спокойно проезжает по тротуару.
На байках ездят целыми семьями — по три, четыре человека одновременно. Встречала и девятилетних детей за рулем.
Есть и общественный транспорт. Между районами ходят большие автобусы, похожие на туристические. Для них есть специальные высокие остановки — полагаю, это сделано для безопасности. Еще работает такси. Развозят как на авто, так и на байках. Заказать его можно, как и у нас, через приложение. Мы предпочитаем арендовать байк — нам он обходится в 5 тыс. рублей в месяц, не считая бензина.
«Похороны можно спутать с праздником»
Балийцы очень чтят духов — и добрых, и злых. В каждом доме есть алтарь, куда старшая женщина в семье ставит подношения добрым духам (бетара-бетари). Туда кладутся травы, благовония, фрукты и цветы. Подношения злым духам (Бхута и Кала) делают на земле. Им складывают подпорченную еду, крекеры и сигареты. Такие подношения могут появиться где угодно — и на перекрестке, и на пляже, и в торговом центре.
С духами также связан балийский «день тишины» — Ньепи. Выпадает он обычно на март, но каждый год дата меняется.
В этот день никому, даже туристам, нельзя выходить из дома, везде выключается свет. Злые духи должны подумать, что город пуст, и уйти из него.
Перед Ньепи устраивают большой парад фигур мифических демонов, которые местные делают своими руками.
Непривычно для нас здесь проводят и похороны. Колонна с гробом под звуки барабанов выдвигается на улицу и парализует движение. Люди не тоскуют, а веселятся — они рады, что человек отправился в иной мир, где ему будет лучше. Со стороны можно подумать, что это какой-то праздничный парад.
«Соскучилась по красноярской осени»
Солнце светит абсолютно каждый день, стоит одинаковая температура — в среднем это +29 градусов. В два-три часа дня на улице находиться нереально, умираешь от духоты. За все время, что я живу на Бали, дождь шел всего один раз, но с ноября по март обещают сезон дождей.
Поначалу мне нравилось, что не нужно думать, что надевать, потому что погода каждый день одинаковая, ты не ждешь внезапных холодов. Но в конце августа начала вспоминать красноярскую осень и поняла, что я по ней соскучилась, хотя раньше никогда ее не любила.
К жизни на острове я уже адаптировалась, но факт переезда принять до конца еще не могу. Ощущение, что это просто затянувшийся отпуск. Чувство, что скоро я вернусь домой, меня не покидает. Но поняла, что не хочу оставаться здесь насовсем. Мне здесь не нравится, хотя молодой человек уже привык. Возможно, этой осенью мы уедем в другое место, но пока не определились, куда именно.
У меня было представление, что Бали — райское место с кокосами, бананами и все в этом роде. На деле я увидела застроенный остров с узкими улицами, нищетой и ветхим жильем.
Похожие публикации
«В Россию возвращаться не хочу»: история красноярки, открывшей в Южной Корее свой бьюти-салон
«Мужу уже дважды угрожали оружием в России»: история сибирячки, прожившей в Гоа 10 лет
«Люди здесь живут до ста лет»: как красноярка уехала на юг Испании и стала зарабатывать на хобби
«Здесь законы работают для людей»: как я из-за угроз сбежал в США в поисках убежища