Найти в Дзене
Филимонова Ольга

Картинная галерея в "Палатах"

Богоматерь Владимирская. Андрей Рублев (?)
Богоматерь Владимирская. Андрей Рублев (?)

На втором этаже музея расположилась картинная галерея, основу которой изначально составляли собрания картин из окрестных дворянских усадеб.

Музеи я люблю за то, что это действительно как машина времени - возможность увидеть, вдохнуть, прикоснуться к прошлому (я не имею а виду буквально трогать экспонаты:)).

Это возможность понять и почувствовать, как жили наши предки, что их окружало, заботило, как они организовывали пространство вокруг себя.

И как правило, это возможность восхититься - потому что несмотря на тяжёлый быт, борьбу за жизнь и пропитание - всегда, начиная с древнейших времён, люди старались творить красоту.

В отличие от исторических и краеведческих музеев картинная галерея - это ещё возможность посмотреть, как наши предки видели себя, позиционировали себя и как их воспринимали их современники - художники.

Фамильные портреты Воронцовых - Дашковых
Фамильные портреты Воронцовых - Дашковых

Парадный портрет - призван показать величие, богатство, статус. Никаких эмоций, ничего живого. Почему-то у меня ассоциируется с фотографией на паспорт - не по качеству изображения, а вот по этой официальной позе и застывшему взгляду.

И вдруг среди официальных портретов - живое лицо, выразительные глаза.
И вдруг среди официальных портретов - живое лицо, выразительные глаза.

Как правило, из ряда парадных застывших портретов выбиваются работы кисти Рокотова, Левицкого, Боровиковского - но иногда и неизвестный мастер поразит своим даром показать человека в парадном костюме, статичной позе, напудренном парике - а между тем живого, с ясным взглядом, своими мыслями и чувствами... И вроде художник выполнил все требования - и на нарядном костюме каждая пуговица блестит золотом, и каждая награда на своем месте, и парик идеально сидит, и спина прямая - придраться не к чему, а зритель видит не государственного сановника, а жестокого самодура; или наоборот - не гордого наследника древнего рода, а мечтательного и не очень уверенного в себе молодого человека.

Кажется, где-то я его видела? Вот попробуйте мысленно поменять камзол на футболку, парик на короткую стрижку и поставить этого человека рядом с "Рено Логан" - знакомый персонаж? Все дело в том, что меняются моды, законы, предметы - а мы остаёмся все такими же по сути.
Кажется, где-то я его видела? Вот попробуйте мысленно поменять камзол на футболку, парик на короткую стрижку и поставить этого человека рядом с "Рено Логан" - знакомый персонаж? Все дело в том, что меняются моды, законы, предметы - а мы остаёмся все такими же по сути.
Саврасов
Саврасов

Что мне нравится в музеях - можно в любом городе в картинной галерее встретить картины известных наших мастеров. Ещё ни разу такого не было, чтобы даже в самом маленьком музее не оказалось или Айвазовского, или Левитана, или Шишкина, или Поленова...

Тропинин
Тропинин
Васнецов
Васнецов
Айвазовский
Айвазовский
Бунин Н.Н. "Незваные критики". 1884.
Бунин Н.Н. "Незваные критики". 1884.

Мне не знаком этот художник, но сюжет картины очень понравился. Художнику в момент ее написания всего 19 лет. Видимо, у него уже накипело) С каким достоинством и интересом крестьяне рассматривают работу художника - даже работу остановили в самое горячее время. И замечания, скорее всего, по делу - хозяйственного, практического толка.

У меня всё-таки была не самая светлая полоса - все древние иконы были где-то на выставке. Владимирскую Богоматерь (предположительно кисти Андрея Рублева) как и Богоматерь Киккскую Симона Ушакова я увидела только в копии, к сожалению. Такой тип изображения Богородицы, когда младенец щекой прижимается к матери, ещё называют "Богоматерь Умиление (Елеуса по-гречески - милостивая)" - по-моему, это самое нежное изображение Богородицы с младенцем Христом.

Зато меня поразили деревянные скульптуры.

Николай Чудотворец (Никола Можайский)
Николай Чудотворец (Никола Можайский)
-11

Мне всегда казалось, что скульптура - не самое характерное для русского православного искусства, в отличие от икон. Тем интереснее бывает встретить именно скульптурные изображения святых.

Один из залов посвящен старинной мебели.
Один из залов посвящен старинной мебели.

Дальше я пошла в зал владимирских художников - но об этом хочу рассказать отдельно.