На втором этаже музея расположилась картинная галерея, основу которой изначально составляли собрания картин из окрестных дворянских усадеб.
Музеи я люблю за то, что это действительно как машина времени - возможность увидеть, вдохнуть, прикоснуться к прошлому (я не имею а виду буквально трогать экспонаты:)).
Это возможность понять и почувствовать, как жили наши предки, что их окружало, заботило, как они организовывали пространство вокруг себя.
И как правило, это возможность восхититься - потому что несмотря на тяжёлый быт, борьбу за жизнь и пропитание - всегда, начиная с древнейших времён, люди старались творить красоту.
В отличие от исторических и краеведческих музеев картинная галерея - это ещё возможность посмотреть, как наши предки видели себя, позиционировали себя и как их воспринимали их современники - художники.
Парадный портрет - призван показать величие, богатство, статус. Никаких эмоций, ничего живого. Почему-то у меня ассоциируется с фотографией на паспорт - не по качеству изображения, а вот по этой официальной позе и застывшему взгляду.
Как правило, из ряда парадных застывших портретов выбиваются работы кисти Рокотова, Левицкого, Боровиковского - но иногда и неизвестный мастер поразит своим даром показать человека в парадном костюме, статичной позе, напудренном парике - а между тем живого, с ясным взглядом, своими мыслями и чувствами... И вроде художник выполнил все требования - и на нарядном костюме каждая пуговица блестит золотом, и каждая награда на своем месте, и парик идеально сидит, и спина прямая - придраться не к чему, а зритель видит не государственного сановника, а жестокого самодура; или наоборот - не гордого наследника древнего рода, а мечтательного и не очень уверенного в себе молодого человека.
Что мне нравится в музеях - можно в любом городе в картинной галерее встретить картины известных наших мастеров. Ещё ни разу такого не было, чтобы даже в самом маленьком музее не оказалось или Айвазовского, или Левитана, или Шишкина, или Поленова...
Мне не знаком этот художник, но сюжет картины очень понравился. Художнику в момент ее написания всего 19 лет. Видимо, у него уже накипело) С каким достоинством и интересом крестьяне рассматривают работу художника - даже работу остановили в самое горячее время. И замечания, скорее всего, по делу - хозяйственного, практического толка.
У меня всё-таки была не самая светлая полоса - все древние иконы были где-то на выставке. Владимирскую Богоматерь (предположительно кисти Андрея Рублева) как и Богоматерь Киккскую Симона Ушакова я увидела только в копии, к сожалению. Такой тип изображения Богородицы, когда младенец щекой прижимается к матери, ещё называют "Богоматерь Умиление (Елеуса по-гречески - милостивая)" - по-моему, это самое нежное изображение Богородицы с младенцем Христом.
Зато меня поразили деревянные скульптуры.
Мне всегда казалось, что скульптура - не самое характерное для русского православного искусства, в отличие от икон. Тем интереснее бывает встретить именно скульптурные изображения святых.
Дальше я пошла в зал владимирских художников - но об этом хочу рассказать отдельно.