Найти тему

Потерянный герб рода Беэр

Так уж вышло, что родом я из Беэров. Представители этого рода оставили серьезный след в истории горного дела Российской империи и стояли у истоков металлургии, оружейного дела и выплавки первого серебра в Империи. Одним из наиболее ярких представителей был Андреас Беэр, который провернул рейдерский захват заводов Акинфия Демидова в пользу кабинета ЕИВ. Но сейчас не об этом.
Какими бы значимыми делами не отметился Беэр, как бы ярко он не вписал свою фамилию в историю горного дела, но по заслугам своим должен был непременно получить от имперской власти статус, да привилегии. А то и земельный наделы с деревнями. И если со званием проблем нет, то вот с родовым наследуемые дворянством есть. Получается дворянство было, а вот герба нет.

Как же так вышло?

Мои предки краем уха слышали, а краем глаза видели, что у Беэров герб все же существовал. Однако, он - явление такое же загадочное, как мёд в песенке Винни Пуха. Он вроде бы и есть, сохранился на печатях, визитках, загадочном рукописном листке. Но, в то же время, ни в одном официальном имперском источнике он не встречается.

У моего шестиюродного дедушки, Николая Андреевича Беэра, сохранились те самые загадочные листочки, написанные неизвестно кем с историей не менее загадочного барон Беiра фон Виттена, который подавил рижское восстание бюргеров, за что был одарен титулом, почестями и гербом.

Описание герба вырвем из контекста истории, и звучит оно так:
А барону Беiэру дано поле небесное, столб поперек малиновый, три звезды пятиугольные золотые – на шлеме два хобота в своем виде, столб красный с лилiею золотою змеею обернутой.

собственно, сам рисунок
собственно, сам рисунок

Однако, как и всякий герб, наш тоже подведён под правила геральдики, кои довольно универсальны. Прежде всего, сразу режут слух хоботы. По форме они действительно отдаленно похожи, но только откуда в Прибалтике и северной Европе носители хоботов? Почитав различные книги о геральдике, я выяснил, что на гербе изображены не хоботы, а рога. Очень часто такие длинные рога оканчиваются раструбом, похожим на сопло. Первые герольдисты принимали их за те рога, в которые герольды трубили в момент блазирования рыцарских щитов. Однако учёные более позднего времени оспаривали этот тезис. Они считали, что происхождение этого элемента чисто "анатомическое", и в подтверждении этому отмечали наличие на самых древних шлемовых эмблемах ещё и ушей.
На практике же, в различных гербовниках, одни и те же гербы встречаются с разным описанием. В более ранних работах чаще всего используется термин «хоботы», тогда как в поздние – рога.
Кроме того, у Беэровского герба нет описания намётов и шлема, хотя он, безусловно, имелся. Прежде в геральдиках Западной Европы существовали разные роды геральдических шлемов в зависимости от титула, достоинства или звания владельца герба. На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль, но с XV века их стали представлять впрямь. Традиционно, у баронов шлем сделан из полированного серебра, обращён в три четверти и с семью решетинами;
На основе данных фактов, мы можем подтвердить теорию, что описание герба является не вольной трактовкой, а сделанным списком или неполной копией. Либо же, первоисточник изначально содержал в себе скудную информацию о гербе.
Разобравшись с гербовой геральдикой, далее мы можем наблюдать так называемый «парадокс герба Беэров». Суть его всё в том же, что имеется околоточное описание герба, печати с ним, отмечены факты пользования Беэрами гербом. Но нет фактов, доказывающих связь барона, получившего герб, и первых Беэров на русской службе.
Документально нет никаких свидетельств использования Андреасом Бенедиктовичем Беэром описанного выше герба не имеется.

Алтайский и барнаульский краевед В.Б. Бородаев пишет:

На личной печатке бригадира Беэра, которой в 1745 году опечатывалось первое алтайское серебро и золото, насколько можно разобрать, изображен морской конёк – символ отражающий связь владельца с морем, флотом, Адмиралтейством. Нам неизвестно ни одного документа, в котором Андрей Беэр назывался бы бароном.

Сургучная печать Андреаса Беэра на рапорте об отправке первого казенного «золотистого» серебра с Алтая. 1745 г.
Сургучная печать Андреаса Беэра на рапорте об отправке первого казенного «золотистого» серебра с Алтая. 1745 г.

Однако, как я уже писал выше, в семье в ходу были визитки и печати с гербом.

Сургучная печать с гербом
Сургучная печать с гербом
еще один оттиск печати
еще один оттиск печати
-5

И опять возвращаемся к парадоксу - печатки есть, а официально герба нигде нет...

История и судьба Бееровского герба и пребывали бы в темноте неизвестности, если бы не одно событие, случившиеся 23 февраля 2023 года.
Попался мне на глаза гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года. И решив пролистать его, в надежде заметить знакомые гербы, в разделе Бобрищевых-Пушкиных, за номером 365, я увидел знакомые очертания.

гербовник Анисима Титовича Князева, стр 11
гербовник Анисима Титовича Князева, стр 11

Нужно отметить, что на странице 10, есть приписка: изображенный на печати 365 герб ничего общего с Высочайше утвержденным гербом Бобрищевых-Пушкиных не имеет.
Возможно, автор занес его в гербовник по ошибке. Возможно, данная печать ошибочно попала в бумаги, относящиеся к Бобрищевым-Пушкиным. А возможно, знал что-то такое, чего не знаем мы.
Описанные цвета тоже подходят – поле синее, полоса красная, звезды золотые. Правда на рисунке звезды «осьмиконечные». И вместо рогов – страусиные перья. Однако, гербовник был рукописным, поэтому возможно авторское упрощение, если на печати ничего нельзя было разобрать детальнее.


На этом, загадочная история герба пока что заканчивается, за неимением новых данных. Возможно со временем всплывёт еще что-то... Очень на это надеюсь.

А вот о подавлении Календарных беспорядков в Риге я вам расскажу в следующей серии "развенчания легенд и разрушения мифов".