Найти тему

От пешеходной улицы Чебоксар до Чебоксарского залива. Заключительная часть.

Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Здравствуйте все, кто зашел на мой канал! Мы с Вами по-прежнему в Чебоксарах, продолжается наше путешествие по Поволжью. Обойдя с одной стороны Чебоксарский залив и пройдя по Красной площади, мы выходим на пешеходную улицу – бульвар Купца Ефремова. Этот бульвар с 2004 года занимает лишь один квартал улицы Карла Маркса, до революции она называлась Благовещенской. А назван бульвар так в честь купца Прокопия Ефремовича Ефремова, заступника чувашей, крестьянина по происхождению, мецената, основателя династии Ефремовых, много сделавшей для благоустройства Чебоксар. Первое, что мы здесь видим, это фонтан.

Фото автора.
Фото автора.

Двенадцать стульев.

Рядом с фонтаном в 2012 году расположили очень интересную скульптурную композицию, это памятник героям романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Мы уже видели Остапа Бендера с лицом Сергея Юрского на улице Итальянской в Петербурге. А здесь, автор памятника Владимир Порфирьевич Нагорнов, кстати, он же и создал монумент Матери-Покровительнице, изобразил «великого комбинатора» и «Кису» с лицами Арчила Гомиашвили и Сергея Филиппова из знаменитой комедии Леонида Гайдая.

Фото автора.
Фото автора.

Примечательно, что на бронзовом стуле, на который опирается «сын турецкоподданного», прикручена табличка со словами из романа про Чебоксары: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар... А? Это будет очень эффектно». Правда здесь поставили многоточие, а в романе было указано конкретное число населения, до которого «идейный борец за денежные знаки» предлагал Ипполиту Матвеевичу увеличить население Чебоксар – до 7704 человек. Ну а памятник получился реалистичный, прямо как кадр из фильма.

Маленький принц и Таганаит.

Идем дальше, и по этой же стороне бульвара видим еще один памятник, издалека похожий на пузатый самовар. Подойдя ближе, понимаешь, что это совсем не самовар, а вымышленный астероид, на котором сидит герой произведения Антуана де Сент-Экзюпери – Маленький принц. Он сидит, обняв свои колени, и смотрит на красную розу, выращенную им же. А на шаре, изображающем астероид, выбиты фразы из произведения Экзюпери. Этот памятник был открыт в 2018 году.

Пройдя еще немного, в центре бульвара мы видим груду гранитных камней, из которых выходит вверх на несколько метров металлическая мачта, на верхушке которой установлена то ли бабочка, то ли ангел с крыльями. На одном из камней написано, что это «Камень Солнца, Любви, Добра и Счастья – Таганаит». Кроме того, что эти валуны привезены с хребта Таганай на Южном Урале, ничего про них сказать больше не могу, видимо, эти камни как-то «заряжены» солнцем, любовью, добром и счастьем.

Человек, опередивший время.

А еще, по осевой линии почти всего бульвара, между ретро-фонарями, установлены тематические стенды «Человек, опередивший время» с портретами и краткими описаниями выдающихся людей, сыгравших немалую роль для чувашского народа. Например, один из стендов посвящен отцу «вождя мирового пролетариата» Илье Николаевичу Ульянову, который будучи инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии, внес большой вклад в организацию народного образования, в том числе и чувашских школ.

Дом композиторов, здание банка и университет.

«Чебоксарский Арбат» закончился, и мы идем дальше по улице Карла Маркса. Здесь, на углу улиц Композиторов Воробьевых и Карла Маркса, на стене четырехэтажного дома, построенного в 1954 году, обращают на себя внимание две мемориальные доски с барельефами двух чувашских композиторов: Г.С. Лебедева и Ф.М. Лукина. Они жили в этом доме, а уж какую музыку они сочиняли – я не знаю, наверное, хорошую, раз им такие памятные доски соорудили.

Следующее здание, которое привлекает к себе внимание, я думал, что оно было построено где-то в первой половине XIX века, оказалось, что я ошибся на целый век, оно было построено в 30-е годы прошлого века, но, как написано на памятной доске, является объектом культурного наследия. Это здание главного управления Центрального банка России по Чувашской Республике.

Фото автора.
Фото автора.

Следующий разноуровневый комплекс зданий, растянувшийся от улицы Дзержинского до площади Республики, тоже впечатляет, особенно своей высокой башней с часами, издалека похожей на колокольню, причем довольно старинную. Оказалось, это Чувашский государственный аграрный университет.

Площадь Республики.

Так мы дошли до площади Республики, на которой увидели интересную картину. С одной стороны из сквера с высокими елями на большом постаменте как будто выходит Владимир Ильич Ленин, а направляется он, если посмотреть – что напротив него, ни куда-нибудь, а в церковь. А церковь эта называется храм Рождества Христова. Здесь надо отметить, что эта церковь была построена в 2000 году к юбилею Рождества Христова, а памятник Ленину был установлен намного раньше – в 1960 году (в год 90-летия вождя). Так что, тогда Ильич направлялся еще не в церковь, а куда-то в другое место, наверное, в «светлое будущее».

Университет, дворец культуры и памятный крест.

Пройдя площадь Республики, мы поворачиваем направо и проходим мимо еще одного объекта культурного наследия, построенного в 1956 году. Это здание Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, сокращенно – ЧГПУ. Затем мимо Дворца культуры имени Я. Ухсая, на фасаде которого написано «Дворец САМБО».

Здесь начинается сквер имени Я. Ухсая, который расположился вдоль еще двух корпусов ЧГПУ до Президентского бульвара. А в этом сквере сразу обращает на себя внимание высокая колонна на гранитном постаменте, которую венчает позолоченный крест. Она установлена «В память о разрушенном Спасо-Напольном храме», когда-то стоявшем на этом месте. А еще здесь было кладбище, об этом напоминает сохранившийся надгробный камень погребенному здесь в 1881 году коллежскому асессору Петру Ивановичу Орлову.

Пройдя до конца сквера, на углу корпуса факультета художественного и музыкального образования ЧГПУ мы видим скульптуру девушки, играющей на скрипке, она так и называется – «Скрипачка».

Фото автора.
Фото автора.

По лестнице к заливу.

Здесь проходит Президентский бульвар, на котором находится современное высокое здание из стекла и бетона Главы Чувашской Республики и Дом Правительства, а за ним выделяется желтое здание с шестиколонным портиком, построенное в классическом стиле. Здесь я тоже ошибся, нет, не в стиле, а во времени постройки, построено оно было в 60-е годы прошлого века, а я думал – лет на сто раньше. Это здание Чувашского государственного театра кукол.

Фото автора.
Фото автора.

Дальше мы спустимся по широкой и красивой лестнице с большим фонтаном к Чебоксарскому заливу, которую мы видели в начале нашего чебоксарского путешествия с лестницы напротив, с другой стороны залива. Отсюда, также как и оттуда, открываются красивые виды.

Когда мы спустились на Советскую набережную, уже почти стемнело, везде вокруг залива включилась иллюминация, и стало еще красивее.

Замыкаем круг, обойдя Чебоксарский залив.

Пройдя дальше по Советской набережной, мы доходим до южной оконечности залива и уже идем по Пионерской набережной, которая переходит потом в Театральную, а на ней мы уже были. Здесь, на Пионерской набережной, привлекла наше внимание стая лебедей, собравшихся, по всей видимости, на ночевку в прогалине между камышами у самого берега. Чтобы их не волновать, близко к ним мы подходить не стали, полюбовались немного грацией этих белых птиц издалека и пошли дальше.

А дальше, как я уже говорил, мы снова оказываемся на Театральной набережной. Любуемся еще раз окрестностями, уже при ночном освещении, и на этом наше чебоксарское путешествие подходит к концу. Теперь мы идем в съемную квартиру, чтобы хорошенько выспаться, а утром, с новыми силами, поехать в следующий пункт нашего путешествия по Поволжью – Нижний Новгород.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!