Битва при Эвримедонте – славная страница в истории древнегреческих вооруженных сил. Возглавляемый Афинами Делосский союз наголову разбил войска Ксеркса. В 466 году до н. э
Главное сражение разразилось на море. Персы собрали огромный флот. И вошли в устье реки Евримедонт. Как раз рядом с современными руинами Аспендоса. От Анталии- километров пятнадцать.
Отважные греки атаковали превосходящие силы противника. И разбили их в пух и прах.
Ну как превосходящие? Современные этим событиям историки (Фукидид) писали. Мол, у греков было всего 200 триер. А у персов- целых 200. У более поздних историков (Плутарх) флот персов вырос до 350 кораблей. У ещё более поздних- до 600.
Как бы то ни было- блистательная победа древнегреческого оружия. И Греция на несколько десятилетий стала владычицей окрестных морей.
Ни стел, ни обелисков в честь этого выдающегося события в окрестностях не обнаружено. Даже обмелевшая речка теперь не Эвримедонт. А Кёпрючай.
Да и в самом Аспендосе с древнегреческих времен ничего не осталось. Останки римских построек.
На горе руины базилики.
Остатки ворот.
Другие развалины.
Но главное осталось внизу. Театр!
Подъезжая Аспендосу упираешься в большое мрачное здание. Сложенное из крупных блоков. С небольшими окошками. Похожее на тюрьму.
Это и есть театр.
Местные экскурсоводы впихивают раскрывшим рты туристам такую байку. Описывая красоту этого сооружения. Мол, решил местный царь выдать замуж дочь-красавицу. Не стал, как в русских сказках, загадки загадывать. Дал практическое задание. Кто построит самое красивое здание- тот и жених. Короче. В финал вышли двое. Один- с акведуком. Другой- с этим театром.
Ну акведук мы видели. По дороге сюда. Впечатляет. А это казарменное сооружение?
Но правитель считал- оба творения номинантов прекрасны. И никак не мог определиться. За кого дочь выдавать.
Понимать царя немного начинаешь понимать зайдя внутрь.
Через довольно длинный туннель.
Ну ступеньками по склону не удивишь. А тут и арочная галерея наверху. И резные колонны.
А колонны на сцене- не античные.
Декорации. Театр до сих пор используется. По прямому назначению. Кругом афишы.
Сейчас- к «Аиде» готовятся. Якобы, акустика сильная. Без микрофонов поют.
К воротам грузовики подъезжают.
Рабочие снуют.
Большинство, правда отдыхать предпочитают.
В тенечке.
Напоследок, лайфхак. Поинтересовались ценами на билет. На «Аиду». Козырные места- 1000 лир. Верхние ряды- 300. А входной билет в этот древний Аспедос- 340 лир.
Так что купите билет в оперу. И «Аиду» послушаете. И Аспендос посмотрите. И 40 лир сэкономите.
- Постойте- вижу заволновался дотошный читатель- А как же дочь царя? Так и осталась старой девой?
Ничего подобного. Подобную историю мы уже слышали. Про Соломоново решение.
- Давайте разрежем принцессу пополам- как бы принял решение царь- Каждому жениху- по своей законной половине. В прямом и переносном смысле
Строитель театра отказался. Мол, пусть живет с другим. Но живет.
Царь аж прослезился. И отдал дочь за театростроителя.
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь