Русские войска оккупировали часть Франции два месяца в 1814 году, а также с осени 1815 по осень 1818 года.
Два периода оккупации
31 марта 1814 года русские войска вошли в Париж. Пробыли они там недолго. Уже 30 мая был заключён договор, по которому все союзные армии должны были покинуть Францию. Обеспечение порядка возлагалось на восстановленную во Франции на королевском троне династию Бурбонов.
Однако Бурбоны оказались не в состоянии удержать власть. В марте 1815 года на юге Франции высадился Наполеон Бонапарт и без единого выстрела дошёл до Парижа, восстановив империю. Жители восторженно приветствовали его, армия целиком переходила на его сторону.
Союзники тотчас мобилизовали против Наполеона крупные силы. В поход выступила и русская армия. Правда, она не успела к битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года – в ней Бонапарта разбили англичане и пруссаки. Но она приняла участие в оккупации Франции, призванной подкрепить власть Бурбонов вооружённой силой. На этот раз присутствие русских войск во Франции продлилось свыше трёх лет.
Первое вступление в Париж
Парижане, конечно, не на шутку тревожились в ночь на 31 марта 1814 года. Как поведут себя русские? Не сожгут ли они Париж в отместку за пожар Москвы? Жители прятались в домах, украдкой следили из-за занавесок. Но русские вели себя спокойно, никто не грабил, не врывался в дома.
Днём в Париж торжественно въехал сам русский император Александр I. Тут уже любопытство парижан пересилило всякий страх. Все восхищались молодым статным императором на коне. Дальше пошли всякие светские балы и другие развлечения. Русские офицеры говорили по-французски не хуже парижан. Даже казаки в своих экзотических нарядах вели себя скромно.
Разумеется, не обошлось без некоторых эксцессов. Казаки купались голыми в Сене и жгли костры из срубленных на парижских бульварах деревьев. Но все виновные были строго наказаны. А вскоре казаки и вообще все русские войска были выведены из Парижа на окраины. В общем, можно сказать, что в первый период пребывания русских войск во Франции их там мало кто видел.
Корпус графа Воронцова
Когда союзники в 1815 году снова вступили во Францию, их поведение заметно отличалось от того, что было годом раньше. Особенно неистовствовали пруссаки – победители при Ватерлоо. Они грабили дома, налагали контрибуции на города, вели себя нагло и вызывающе.
Вслед за пруссаками и англичанами пришли австрийцы, а за ними и русская армия. Главнокомандующий союзных войск английский фельдмаршал герцог Веллингтон определил русским в качестве зоны оккупации полосу, тянувшуюся от предместий Парижа через Северо-Восточную Францию до Лотарингии.
Русский оккупационный корпус насчитывал 36 тысяч человек и состоял из двух пехотных, одной драгунской дивизии, двух донских казачьих полков и некоторых вспомогательных частей. Командовал им 33-летний генерал-лейтенант граф Михаил Воронцов.
Воронцов, что примечательно, отдал приказ, ограничивающий применение в русских войсках телесных наказаний. Он понимал, что частое их использование – такое, какое было в обычае в русских частях в России – выставит русскую армию в невыгодном свете как перед союзниками, так и перед местными жителями.
Инциденты
Ожесточение на французов за попытку восстановить власть Наполеона охватывало все войска союзников. Не остались свободны от него и русские войска. Наблюдались отдельные случаи мародёрства, насилия над местными жителями. Особенно возросло количество таких инцидентов в начале 1816 года. На поведение русских войск, особенно казаков, жаловались мэры городов Авен, Монтиньи, Живе и Шарлемон. Надо заметить, что на той территории, где размещались русские войска, крестьянское население в массе сочувствовало свергнутому Бонапарту и ненавидело Бурбонов, вновь воцарившихся на русских штыках. Такие взаимоотношения явно не способствовали поддержанию порядка.
Надо отдать должное Воронцову: он отреагировал на поступившие сигналы. В первые месяцы 1816 года, несмотря на прежние приказы начальника оккупационного корпуса, резко увеличилось число традиционных наказаний в русских войсках. Документы свидетельствуют, что один русский солдат за кражу был расстрелян, другой прогнан сквозь строй. Трое солдат подверглись наказанию за изнасилование, причём двое из них были шесть раз прогнаны сквозь строй в 500 человек, а один – двенадцать раз сквозь строй в 1000 человек.
Число нежелательных инцидентов с участием русских военнослужащих резко пошло на убыль и оставалось незначительным до конца пребывания во Франции русских войск. Всего за три года было расстреляно по приговору полевых судов семеро русских солдат, погибло в различных инцидентах – шестнадцать человек (французы оказывали сопротивление попыткам грабежей).
Статус «оккупанта»
Удручает статистика утонувших: 21 человек. Как видно, наши солдаты были особенно неосторожны во время купаний в реках. Но тут есть и вина французов. Дело в том, что местные власти очень неохотно шли навстречу желаниям русских войск в устройстве гарнизонных бань в населённых пунктах, так как находили предосудительной привычку русских к частому купанию.
Меры русского начальства нередко производили обратное действие и внушали французскому населению, что русских можно безнаказанно обижать. В случае конфликтов между солдатами и гражданскими русские подлежали своему военному суду, а французы – своему местному суду. Надо ли уточнять, что зачастую местные французские суды назначали своим компатриотам символическое наказание, а то и вовсе оправдывали за серьёзные ранения и увечья русских солдат?
Несколько раз русских солдат застрелили французские таможенники, боровшиеся с контрабандой. Русские войска стояли рядом с границами Франции, поэтому неудивительно, что некоторые солдаты занялись контрабандой. Правда, за неё они подлежали своему полевому суду, и французские таможенники превысили свои полномочия. Некоторые наши офицеры считали, что Воронцов повёл себя слишком либерально по отношению к французам. Он добился снятия некоторых чиновников с их должностей, но не смог добиться их наказания.
Часто возникали конфликты из-за закупок у французов недоброкачественных продуктов для русских войск. Между тем любые реквизиции, даже за плату, были русским запрещены.
Одна из главных проблем – дезертирство
Но одной из главных проблем пребывания русского оккупационного корпуса во Франции оказалось дезертирство. До октября 1818 года из русских войск безвозвратно дезертировали 319 человек. По некоторым сведениям, это стало причиной досрочного отзыва русского корпуса в Россию – другие войска союзников стояли во Франции до декабря 1818 года. Главную массу русского войска составляли бывшие крепостные крестьяне, и их соблазняла гражданская свобода, царившая во Франции. Дезертиры обычно нанимались рабочими на предприятия или в батраки к фермерам и чувствовали там себя свободнее, чем в армии или на родине под властью помещика.
The post Лучше бы это были русские: как парижане относились к оккупации союзников во Франции после победы над Бонапартом appeared first on Русская семерка.