О проекте Ленского моста в последнее время появлялась самая противоречивая информация. Как известно, его реализация была запланирована еще во времена СССР, но каждый раз этому что-то мешало: распад Союза, финансовый кризис 2008-го, перенаправление бюджетных средств на Крымский мост.
Ранее ничего подобного не строили
И сегодня многие наблюдатели настроены скептически, отмечая, что нынешняя ситуация заставит власти пересмотреть сроки и вновь отложить эту инициативу до лучших времен. Некоторые эксперты обращают внимание и на техническую сторону вопроса, считая открытие автомобильной дороги через водную преграду в 2028-м (как заявляется) нереальным.
В комментарии «Строительному миру» основатель ГК «Маршал» и «Академии логистики» Михаил Белоусов отметил, что переправу, отделяющую Якутск от «большой земли», возведут не раньше начала 2030-х. И это при условии, что к работам приступят в ближайшее время.
Эксперт подчеркнул, что объект станет первым вантовым мостом, построенным в суровых климатических условиях, в зоне вечной мерзлоты. Некоторые мероприятия на площадке возможно будет проводить лишь при плюсовой температуре.
Самое значимое событие за всю четырехвековую историю Якутска
Тем не менее в последние пару лет на разном уровне звучали заверения о том, что проект все-таки реализуют. В этом уверены и местные власти, и президент. Глава государства летом текущего года в ходе встречи с выпускниками РАНХиГС заверил, что планы относительно Ленского моста не изменились, объект будут строить.
В сентябре 2023-го эта тема поднималась на совещании по развитию дальневосточных городов, где Владимир Путин подчеркнул важность формирования эффективного транспортного узла на северо-востоке России, что невозможно по определению без моста через Лену.
Глава региона Айсен Николаев поблагодарил президента за поддержку, отметив, что данный объект является ключевым для республики. Он соединит три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, аэропорт и речной порт. Даст толчок развитию действующих и появлению новых промышленных предприятий.
В целом, транспортная доступность в самом крупном субъекте РФ повысится с нынешних 20% до 87%. По словам Айсена Николаева, строительство и открытие Ленского моста станет самым значимым событием за всю четырехвековую историю Якутска.
Одобрен второй этап строительства
Как было отмечено в ходе упомянутого совещания, стоимость проекта составит 130 млрд руб. В регионе рассчитывают, что Москва даст около 65 млрд руб., еще 25 млрд руб. будет предоставлено в виде бюджетного кредита. Именно с такой просьбой Николаев и обратился к Путину.
Правда, позднее в Росавтодоре на эти цели предложили выделить из казны лишь 43 млрд руб. Причем, первая сумма (1,34 млрд руб.) поступит только в 2025-м. При этом в ведомстве отметили, что строительство должно начаться в 2024-м и завершиться в течение четырех лет. Напомним, в 2022-м кампания оценивалась в 176 млрд руб., но федеральный центр поставил задачу переработать проект с целью его удешевления.
11 сентября 2023-го стало известно, что профильное учреждение одобрило проектно-сметную документацию по второму этапу, который включает в себя возведение объектов правобережной части (в том числе пункт взимания платы и центр управления движением) и участка примыкания к существующей автомобильной дороге А-360 «Лена». В рамках первого этапа проводились подготовительные мероприятия, включая переустройство инженерных сетей.
Длина вантового моста составит 4,6 км. Проезжая часть будет иметь две полосы движения. Протяженность всей трассы — 14,1 км. Она протянется от 26-го км Р-004 «Умнас» Якутск – Покровск – Олекминск – Дабан – Чапаево – Турукта – Ленcк (Покровский тракт) до федеральной А-360 «Лена» (1132 км).
В статье использованы изображения с сайта Администрации Главы РС (Я) и Правительства РС (Я) / sakha.gov.ru