Если вы мечтаете однажды побывать в Японии, то разобраться с местным транспортом - это одна из главных задач, которая вам предстоит. Если вы планируете посетить только Токио и Киото (Осаку, Нару), то вам будет достаточно лишь знать, как пользоваться транспортом в мегаполисах. Если же вы решите заодно посетить японскую глубинку - то там правила пользования транспортом совсем другие, и к этому стоит быть готовым! Правила отличаются настолько сильно, что даже японцы порой путаются и не знают, как поступить.
Недавно я вернулась из путешествия на остров Сикоку, а потому есть с чем сравнить!
Если вы первый раз в этом блоге, то давайте знакомиться: я Усаги, живу в Японии и рассказываю про эту замечательную страну!
Как пользоваться транспортом в больших городах
Тут все предельно просто - самое главное, оформить транспортную карточку и подобрать правильный маршрут.
Транспортные карты в Японии могут отличаться от региона и компании. Так, например, у одной и той же компании JR в восточной части Японии (где Токио) основной картой является Suica, а в западной Японии (где Осака) - ICOCA. При этом платить можно любой из этих карт по всей стране, разница лишь в начисляемых бонусах/скидках.
Будучи туристом вы можете оформить любую удобную для себя карту и пользоваться ей на территории всей страны…где это возможно :) но об этом поговорим в части про провинциальную Японию.
Карты Suica и icoca можно также добавить в Apple Pay и платить телефоном/часами, что очень удобно.
Оплачивать этими картами можно, кстати, не только в метро/междугородних поездах, но и автобусах, а также в магазинах и ресторанах.
Второй важный момент - подобрать удобный маршрут. Можно пользоваться гугл-картами, но у них нет возможности выбрать маршрут по цене, да и сам маршрут бывает не всегда удачным. Альтернативный вариант - navitime: там можно выбрать маршрут по подходящим условиям (например, по цене или с учетом использования какого-то проездного). У этого приложения есть японский вариант и версия на иностранных языках для туристов.
В Японии стоимость за проезд может отличаться в зависимости от расстояния и от ж/д компании.
Пытаться самостоятельно разобраться в японских картах метро и локальных ж/д я не рекомендую - слишком они запутанные. А еще не всегда есть подписи латиницей.
Также как и не рекомендую покупать разовые билеты - каждый раз высчитывать стоимость проезда довольно утомительно. Проще раз пополнить карту и больше не беспокоиться.
В итоге оформив один раз карту, дальше ваша задача просто пройти через турникет и сесть на нужный поезд. Все. Пользоваться картой можно неограниченное количество времени, главное счет пополнять.
А вот в провинции дела обстоят иначе.
Провинциальные поезда
В провинциальных регионах, например, на острове Сикоку или в западной Японии по стороне Японского моря (Симанэ, Ямагучи), встречаются так называемые «ван ман» поезда, которые состоят всего из 1 вагона!
Они весьма специфичны даже для самих японцев, живущих в больших городах.
Во-первых, у них обязательно выходить в переднюю дверь, а входить - в заднюю. По-другому нельзя.
Во-вторых, двери там сами не открываются. Нужно нажать кнопку рядом с дверью, иначе она так и будет закрыта.
В путешествии на Сикоку получилась смешная ситуация: когда мы приехали в Кагаву, то нам надо было сделать пересадку. Мы вышли с поезда, который шел с префектуры Окаяма - это был самый обычный, привычный (для нас) поезд. А когда мы делали пересадку на территории Сикоку, то оказались первыми в очереди на посадку. Стоим, ждём, что дверь откроется... а она не открылась! Мужчина сзади понял, что мы не местные, сам кнопку нажал. А ведь я с японцем была!
Еще одна удивительная особенность «ван-ман» вагонов - оплата прямо внутри поезда.
Как я уже писала выше, в больших городах все пользуются транспортными картами. А в провинции часто бывает так, что приложить эту карту просто некуда!
Если повезет, то встречаются вот такие стойки для того, чтобы оплатить картой. Но опыт показал, что встречаются на станциях они далеко не всегда.
На некоторых станциях есть автоматы, где можно хотя бы купить билет. А бывает и так, что на станции нет абсолютно ничего: ни билетов, ни сотрудников, ни стойки, куда карту приложить. Только лавочки.
Как тогда покупать билет?!
Оказалось, в такой ситуации действует способ аналогичный автобусам: заходишь в определенную дверь, берешь талон с порядковым номером, и когда выходишь (со стороны водителя) - показываешь талон и платишь нужную сумму за пройденное расстояние. Система жутко неудобная, однако, если учитывать, как мало людей пользуется транспортом в провинциальной местности - наверное, и так сойдет.
Еще одна удивительная вещь для горожан - в провинции поезда могут ходить раз в 1-3 часа!
Примечание: в Японии ж/д транспорт является основным видом общественного транспорта, и под словом «поезд» понимают и междугородные поезда, и наземное/подземное метро.
В Токио и Осаке поезда ходят раз в 3-5 минут (в зависимости от линии), в некоторых случаях раз в 10 минут. А тут один поезд в 12:45, следующий - в 16:04!
Поэтому расписание необходимо обязательно узнавать заранее.
Будет справедливо сказать, что в провинции все ездят на машинах. Поэтому действительно очень мало людей пользуется общественным транспортом…
Когда мы возвращались из путешествия, то сели на местный поезд из Кобэ в Осаку: он состоял из 12 вагонов, битком набитых людьми.
А где-то по Эхимэ в это время ездит одинокий вагончик, по рельсам в одну полосу…
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Узнать подробно про систему транспорта в Японии в больших городах можно в этой статье:
А прочитать про наше путешествие на остров Сикоку можно здесь:
Чтобы получать больше интересного контента о Японии подписывайтесь на группу ВКонтакте или блог в телеграм ₍ᐢ‥ᐢ₎ ♡