Найти тему
Подвал Истории

VIII. Салон мадам де Ферриоль — «собрание веселья и фантазии»

Салон мадам де Ферриоль пользовался не меньшей популярностью, но герцогиня Мэн не стала бы посещать такое смешанное общество, хотя там и можно было встретить кое-кого из близких ей людей. Дочь Антуана де Тенсе́на, президента парламента Гренобля, хозяйка дома, нашла идеального мужа в лице богатого Огюстена де Ферриоля: он избавил ее от прозябания в провинции, выпустил в свет и терпит ее любовников, старых и влиятельных господ.

La leçon de musique / Урок музыки (фр.) Художник Жан-Марк Натье.
La leçon de musique / Урок музыки (фр.) Художник Жан-Марк Натье.

Воба́н был ее первым завоеванием, затем у нее был долгий роман с Торси́, племянником великого Кольбе́ра и министром иностранных дел; позже он уступил Демаре́, министру финансов, который способствовал ее обогащению; сегодня ее благосклонностью, несмотря на свою репутацию содомита, пользуется маршал д'Юксе́ль, один из участников переговоров по Утрехтскому договору.

Жан-Батист Кольбер (1655–1746), маркиз де Торси. Художник Франсуа де Трой  (1645–1730)
Жан-Батист Кольбер (1655–1746), маркиз де Торси. Художник Франсуа де Трой (1645–1730)

У Анжелики де Феррио́ль говорят о политике и деньгах, но такие разговоры не мешают Фонтене́лю, Аруэ́ или молодой маркизе дю Деффа́н блистать грозными остротами, здесь принят более свободный тон, чем у г-жи де Ламбе́р. Сыновья семейства Ферриоль, граф де Пон-де-Вейль и граф д'Аржанта́ль, бывший одноклассник Аруэ́, привносят в эти собрания веселье и фантазию.

Николя Демаре, 1678 г. Автор литографии Рэндон Клод.
Николя Демаре, 1678 г. Автор литографии Рэндон Клод.

Там дует новый воздух, и открывается тайна двух загадочных женщин: лишенной сана монахини и двадцатилетней черкешенки по имени мадемуазель Айссе́. Любопытная судьба свела под одной крышей этих двух женщин, рождение которых вряд ли предрасполагало их к такой встрече.

Бернар Ле Бовье де Фонтенель. 1657—1757. Художник Гиацинт Риго.
Бернар Ле Бовье де Фонтенель. 1657—1757. Художник Гиацинт Риго.

***

В 1711 году можно было видеть у мадам де Ферриоль ее сестру Александрину де Тенсе́н, после пострига, но совершенно раскрепощенную. Она обладала ослепительной улыбкой, говорила с редкостной легкостью и интриговала всех своим живым воображением, своим обаянием и тем страстным вниманием, которое привлекало к ней окружающих. До этого ее жизнь представляла собой одну долгую борьбу против отца, который заставил ее пойти в монастырь, а затем – против церковных властей, чтобы выйти из него.

Клодина-Александрина Герен де Тансен (преположительно)
Клодина-Александрина Герен де Тансен (преположительно)

Она ждала решения суда, по итогам которого в 1712 году ее обеты были аннулированы. Поэтому она отказалась от монашеского одеяния и предстала перед всеми свободной женщиной, отзывающейся на единственное имя – мадам де Тенсе́н.

Мэтью Прайор (копия оригинала Джонатана Ричардсона около 1718 года). Художник	 Томас Хадсон.
Мэтью Прайор (копия оригинала Джонатана Ричардсона около 1718 года). Художник Томас Хадсон.

Александрина во всей красе своих тридцати лет намеревалась наверстать упущенное. Она уступила Фонтене́лю, которым восхищалась, прежде чем стать любовницей английского дипломата Матьё Прио́ра (фр.).

Торси́ использовал свое обаяние, чтобы привлечь на свою сторону лорда Болингбро́ка, прибывшего ускорить мирные переговоры (Речь идет о заключении Утрехтского мирного договора 1713 года, положившего конец войне за Испанское наследство). Она якобы украла у него несколько важных писем и депеш. Поглощенная амбициями, она, разумеется, спала с пользой.

Генри Сент-Джон, 1-й виконт Болингброк. Художник Шарль д'Агар (1669–1723)
Генри Сент-Джон, 1-й виконт Болингброк. Художник Шарль д'Агар (1669–1723)

Она не пожалела своей благосклонности к ней графа д'Аржансона, генерал-лейтенанта полиции. Говорят (но правда ли это?), что однажды вечером, совершенно обнаженная, она заняла место статуи на постаменте в прихожей Филиппа Орлеанского, которому такое внимание показалось очаровательным. Он без дальнейших церемоний затащил ее в свою кровать. Независимо от того, как она на самом деле делила постель с принцем, приключение длилось не более ночи или двух. Филиппу нравятся только нахальные женщины, которые много едят и пьют. Он боится тех, кто говорит! Мадам де Тенсен теперь нацелилась на аббата Дюбуа, бывшего наставника регента.

Портрет кардинала Гийома Дюбуа (1656-1723), архиепископа Камбре. Художник Гиацинт Риго  (1659–1743)
Портрет кардинала Гийома Дюбуа (1656-1723), архиепископа Камбре. Художник Гиацинт Риго (1659–1743)

«Аисса из Греции, утомлённая красотой», — пишет Аруэ́ после встречи с этой странной молодой девушкой с грустным взглядом, которой восхищаются друзья мадам де Ферриоль. Шарль де Ферриоль, ее зять, чья авантюрная жизнь представляет собой настоящий роман, купил ее в Константинополе у ​​солдат, похитивших девочку в Тифлисе из развалин дворца.

Портрет Аиссе, приписываемый Николя де Ларжильеру (ок. 1720)
Портрет Аиссе, приписываемый Николя де Ларжильеру (ок. 1720)

По возвращении во Францию ​​он доверил ее мадам де Ферриоль, которая крестила девочку и вырастила как свою дочь. Вернувшись во Францию в 1711 году, разбогатевший в Европе и Турции, Шарль де Ферриоль, ее покровитель, сделал Аиссу своей любовницей и очень несчастной.

Продолжение следует... Буду весьма благодарен за подписку и комментарии. Полностью прочитать можно здесь: