Дом № 102 в типичном для конца XIX в. стиле эклектики связан с образовательной и издательской деятельностью. В начале XIX в. здесь располагалось двухэтажное здание с арками внизу. Третий этаж был надстроен в 1830-х годах . А со второй половины 19 века домом владели купцы Змеевы, для которых архитектор Иван Буланов взамен уже обветшавшего дома возвёл новое жилое здание, сохранившееся до наших времён. В 1908 г. архитектор Александр Сергеевич Хренов надстроил пятый этаж на главном здании. Нижняя часть фасада сохранила изящные черты постройки периода эклектики, а два верхних этажа, объединенные пилястрами, решены в приемах неоклассицизма.
В дворовых корпусах в 1906-1907 гг. работали контора и редакция большевистского литературного и научного журнала «Вестник жизни». В нем сотрудничали В. И. Ленин, А. М. Горький, А. В. Луначарский, В. В. Боровский, М. С. Ольминский. Примерно в это же время, помещение в доме стала арендовать редакция еженедельного сатирического журнала "Адская почта" - очень популярного перед революцией, хоть и не долго просуществовавшего. Популярность журнал приобрёл благодаря своей злободневности и литературно-художественным достоинствам. Ведь в "Адской почте" печатались М. Горький, В. Брюсов, Вяч. Иванов и Ф. Соллогуб. Его оформлением занимались И. Билибин, Е. Лансере, Б. Кустодиев, М. Добужинский и другие художники. Журнал выражал настроения демократической интеллигенции, сочувственно относился к революционной борьбе пролетариата и едко высмеивал политику царского правительства. Большое место в «Адской почте» занимали карикатуры на царских министров и видных сановников. Надо сказать, что редакция всё время мигрировала по разным адресам города, но революционный третий номер собирался здесь, на Невском, 102. Он же оказался и последним, поскольку тираж четвертого выпуска был уже конфискован. Весь третий номер являлся по сути портретной галерей значимых политических деятелей, которых жёстко критиковали , и на которых впоследствии были совершены покушения, жертвами которых стали много случайных, ни в чём не повинных людей.
Следом шел портрет министра внутренних дел Петра Николаевича Дурново. Несколько раз его пытались убить, но благодаря тайному агенту, покушение не состоялось. Известно, что В Швейцарии одна эсерка в упор застрелила пожилого француза, который, на свою беду, был очень похож на отставного министра.
После Дурново шел портрет Столыпина, известного нам в основном своей аграрной реформой. Он вообще пережил 11покушений! В него стреляли, бросали бомбу, направляли в грудь револьвер.. Среди погибших от революционного террора были друзья и ближайшие знакомые Столыпина. К последним следует отнести, в первую очередь, В. Плеве и В. Сахарова.И в том, и в другом случае убийцам удалось избежать смертной казни вследствие судебных проволочек, адвокатских уловок и гуманности общества. Самое кровопролитное покушение, которое организовали члены партии эсеров-максималистов случилось прямо у него на даче на Аптекарском острове. Тогда было убито 24 человека, которые случайно оказались в особняке Столыпина, однако министр не пострадал. Пострадали двое детей Столыпина — Наталья и Аркадий. В момент взрыва они вместе с няней находились на балконе и были выброшены взрывной волной на мостовую. У Натальи были раздроблены кости ног и несколько лет она не могла ходить, ранения Аркадия оказались нетяжёлыми, няня детей погибла. Но то, что не удалось максималистам, потом удалось агенту киевской охранки Богрову в Киеве 1 сентября 1911 г, когда Петр Аркадьевич был смертельно ранен прямо в театре
Затем был помещен портрет адмирала Фёдора Васильевича Дубасова. Один из самых прославленных героев русско-турецкой войны 1877-78 гг. в дни декабрьского вооруженного восстания в Москве был назначен туда на пост генерал-губернатора. Подавив революционную смуту, он естественно стал мишенью для боевой организации. 23 апреля 1906 г. на Тверской улице был совершен теракт, во время которого погиб его адъютант, а сам Дубасов был ранен. Второй раз на него покушались спустя год в Таврическом саду в Петербурге. Он опять остался жив и даже подал прошение на имя императора о помиловании террористов. Однако царь отклонил эту просьбу и нападавшие были повешены.
После мы видим портрет тогдашнего министра финансов Владимира Николаевича Коковцова, единственного из всей этой плеяды, подвергшегося лишь психологическим атакам революционеров.
Затем портрет генерал-губернатора Петербурга Дмитрия Федоровича Трепова. Охота эсеров на него не увенчалась успехом, но вместо него по ошибке 1 июля 1906 года в нижнем саду Петергофа прямо на глазах у гуляющей публики был застрелен участник русско-турецкой и русско-японской войны генерал-майор Сергей Владимирович Козлов. Дело в том, что, убийца просто перепутал Козлова с Треповым.
Ну и замыкает галерею портрет обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева. Покушение на него было совершено в ночь с 8 на 9 марта 1901 года. Стреляли в квартиру Победоносцева, располагавшуюся в доме на Литейном проспекте. Все пули попали в потолок. Злоумышленник был схвачен и 27 марта осуждён на 6 лет каторжных работ.
Поразительно, но половина портретов была подписана инициалами Б. К. — вероятно Борис Кустодиев. Таким образом , по факту мы видим какой то беспредел терроризма с сатирическим угаром под революционным соусом того времени. В заключении хочу сказать, что учитывая факт наличия в доме еще и редакции “Вестника жизни”, о котором упоминала раньше, с дома №102 по Невскому можно смело начинать длинный список революционных адресов в нашем городе.