Творческо-игровые задания
Уже по предыдущему заданию мы с Вами, коллеги, обратили на важный механизм самораскрытия, заложенный в заданиях этого типа. Игровая форма помогает внутренне раскрепоститься и посмотреть на собственные проблемы и особенности личности в творческом и даже ироничном ключе.
Раскрепощенность порождает спонтанное творчество. Творчество, не связанное боязнью «засветиться» и получить «пробой». Поэтому психологические защиты, которые иногда намертво блокируют все механизмы самораскрытия, здесь очень часто отпадают.
Игра ближайший родственник эксперимента. В данном случае эксперимента с проектированием собственной личности. Поэтому во многих заданиях сохраняется проективный потенциал, который был в центре внимания на предыдущих страницах.
Письмо к другу
Начнем с писем. Точнее, продолжим тему писем, уже затронутую нами.
Ребятам предлагается написать письмо реальному или воображаемому другу, в котором нужно рассказать о своей жизни. Иногда бывает удобно дать само начало письма – как бы шапку-заставку, в которой предложить план письма, но есть ненавязчиво вывести на главные вопросы. Она может выглядеть так:
«Здравствуй, дорогой друг!
Ты просишь написать о моей жизни, о том, что радует и беспокоит, каковы мои отношения с родителями, что такое «Лагерь друзей», в котором я нахожусь. И, наконец, о моих планах на будущее. Что ж, попытаюсь это сделать…»
Заставку, разумеется, можно нацелить и на выяснение других особо интересующих вопросов. Но в той смене мне именно эти вопросы показались самыми важными: выяснить главные эмоциональные полюса жизни, посмотреть на отношения с родителями, выяснить отношение к лагерю и проективные планы.
Разумеется, у каждого эти направления проявлялись по-разному и с разной степенью открытости. Но даже из этого можно извлечь информацию о социометрической важности предложенных в письме вопросов.
Вот, например, как в письмах отразились эмоциональные переживания:
«Беспокоит меня иногда чувство вины, обиды, а еще такое чувство – как будто я никому не нужна, и все меня просто терпеть не могут. А еще больше всего на свете меня беспокоит то, когда я вижу, как мама с папой ругаются и потом долго не разговаривают друг с другом. И очень больно видеть, как пацаны обижают беззащитных животных. Вообще, меня редко что беспокоит. Но все всегда бывает». Ира.
«… Меня беспокоит в моей жизни, что идет война. Так как мне очень грустно смотреть по телику, как умирают наши солдаты.(В это время шли военные действия в Чечне.) Если бы можно было брать на войну пацанов как я, то я бы пошел…» Вова.
Или вот важная информация об отношении к лагерю и даже даваемым в нем домашним работам:
«… Что касается лагеря друзей, то это самое замечательное место на земле. Здесь задают работу на дом. Многие мои друзья и знакомые говорят: «Что это за лагерь, где задают на дом?» Но не слушай их мнения. Здесь ты спокойно можешь высказать свое мнение, и тебя никто не осудит. Но в этом лагере не только интересно, но и весело. Здесь все настроены на волну веселья и дружбы. Так что тут не соскучишься…» Люда.
Много интересного можно увидеть и в планах на будущее. Но проективные задания мы уже подробно рассматривали.
Письмо на деревню дедушке
Авторское право на это задание принадлежит знаменитому чеховскому Ваньке Жукову.
Ребятам напоминается, что в знаменитом чеховском рассказе Ванька жаловался на своему дедушке Константину Макарычу на свое горемычное житье-бытье. Это же самое предлагается сделать и ребятам. Здесь нет уже подспудного инструктажа-плана письма, как в предыдущем задании – полная свобода «жалоб и предложений».
Честно говоря, я не ожидал такого серьезного отношения к этому, казалось бы, игровому заданию. Нет, были, конечно, шуточные жалобы, но во многих – настоящий крик души. Особенно много жалоб на неразделенную любовь и вообще проблемы в этой области. Вот выдержка из одного такого письма:
«… Мне надо забыть этого человека, но у меня это не получается, и мне от этого очень больно и обидно. Когда при мне этот человек начинает «выплясывать», я не нахожу места. И потом я ночами плачу от такой обиды и утром стараюсь не подавать виду…
P.S. А.И., прочитайте это на палубе общения. Пожалуйста! Я обещаю, что я покраснею»
А вот жалоба на родителей:
«… Еще я хочу сказать о родителях. Они очень часто лезут в мою личную жизнь. Бывают такие вещи, которые я ну ни как не могу им рассказать, а они начинают копаться. Приходится врать, выкручиваться. Я, конечно, понимаю, ведь родители меня вырастили, воспитали, и от них у меня не должно быть секретов. Ведь они и есть часть моей личной жизни. Тем не менее, я пишу то, что у меня в душе. Ведь я искренний человек. Что думаю по-настоящему, то и пишу». Наташа.
Обратили внимание на эту борьбу чувств и мотивов – формальной привязанности и личностной автономии?
Но от следующего письма поистине в душе пробегают мурашки:
«Здравствуй, дедушка!
Пишу тебе единственному, которому могу раскрыть душу! Хочу узнать у тебя, что делать? Как жить дальше? В этом злом и алчном мире, как мне с ним ужиться и перебороть этот подавляющий вся и все хорошее в человеке. Наверно, странно! Дедушка, слышать от ребенка такие слова? Как пройти по жизни достойно, не марая свою совесть и не обижая других? Тех, с кем ты сталкиваешься на своем жизненном пути. Иной раз нельзя подойти даже к своему лучшему другу!.. Иной раз сидишь ночью и тихонько плачешь. Выплачешься, посидишь, станет легче. Но потом все снова. И наверно, чтоб чего-то добиться в жизни, нужно отчасти стать такой же, как и окружающие меня люди». Аня.
Что скажете, друзья? Вот тебе и Ванька Жуков, спровоцировавший на обобщения такой философской глубины и пессимизма!
Но если для Ани письмо «на деревню дедушке» - повод для погружения в отрицательные эмоции, то в следующей работе при всех проблемах преобладает положительный настрой:
«Привет, деда, пишу тебе, потому что только ты поймешь и поддержишь меня. Мне надоело постоянное недопонимание между мной и мамой, у меня мало друзей, много тех человек, которых я недолюбливаю, да еще один человек никак не доедет.
В общем, деда, спасает меня только лагерь. Лагерь, дела – это мое спасение от серой скуки, слез и тоски. Но ничто не вечно, и лагерь скоро закончится – через неделю. Так что, деда, приезжай за мной через эту недельку. Целую. Жду. Пока». Люда.
Ну, вот и славно! И даже не страшно то, что «деда» никогда не получит это письмо и не приедет.
Если бы я был(а) волшебником…
Задания по типу «Если бы я был кем-то…» всегда активизируют творческий потенциал, помогают примерить на себе тот или иной образ и сформировать собственные варианты поведения в этом образе.
Вариант с волшебником хорош в том плане, что он наиболее общ, ничем не ограничен и позволяет обратиться к самым главным волнующим тебя проблемам, которые, разумеется, становятся разрешимыми в этой игровой ситуации.
И вот здесь, конечно, поле для анализа. Кто-то сразу обращается к себе, придумывая и даря себе невообразимые блага, а кто-то в первую очередь думает об окружающих. Есть и те, кто пытается это совместить, как например, Ваня:
«Если бы я был волшебником, я бы использовал магическую силу для того, чтобы излечить и осчастливить свою семью и своих родственников. Использовать я буду свою силу во благо и буду помогать людям. Но все-таки я не забуду себя, любимого, и своих друзей. Отдохнул бы по полной программе».
Из работ подобного типа очень хорошо видна фундаментально-«базальная» направленность личности. Вот пишет будущий политик, который, несмотря на определенную степень самоиронии, затронул, несомненно, самые важные для него вопросы:
«Если бы я был волшебником, я давно отправил бы Ленина в морг, а потом в гроб, а то он, бедный, лежит забальзамированный и приходят повидать его три бабки в день.
Я добавил бы в бюджет страны сто миллиардов долларов и превратил бы в пыль всех тех, кто грабит казну; правительства и олигархов не останется. Подскажу Путину набрать честных людей, и продвинул бы Путина на 3-й и на 4-й срок и стал бы личным волшебником Путина». Леша.
А вот цитата из работы будущего философа:
«… Все люди жили бы счастливо. Но равновесие добра и зла в мире нарушать нельзя, поэтому вскоре на мир нахлынула вселенская катастрофа, и мы бы все умерли». Вадим.
А что скажете, коллеги, о самоощущении человека, написавшего эту работу:
«Если бы я был волшебником, я бы очень многое изменил. Каждому человеку было дано бы по 20 любых желаний. Всегда бы было множество сладких вещей. Потом я бы изменил себя. Сделал себя другим человеком, с другой внешностью, другим характером – я бы полностью изменил себя. Также я бы сделал так, чтобы в мире не было предательства и лицемерия.
А о том, что я волшебник, не узнал бы никто, даже самые лучшие друзья». Алена.
Не правда ли – очень недоволен собой этот человечек по имени Аленка. Но еще больше она, видимо, страдает от непонимания окружающих ее людей. Потому и хочет даже в такой воображаемой ситуации остаться незамеченной.
Донесение от Штирлица («Штирлиц» обо мне)
Давайте рассмотрим теперь несколько заданий, которые провоцируют взгляд на себя со стороны. Психологически зрелая личность может свободно относиться к себе как объекту, в нашем случае – как к объекту наблюдения.
В предварительном инструктаже ребятам предлагается представить себя «Штирлицем», которому нужно понаблюдать за ценным источником потенциальных сведений и сделать на основании этих наблюдений выводы о его характере.
Изюминка в том, что этот объект – ты сам, а время наблюдений дается уже «постфактум» - предыдущий день в лагере друзей. Это, кстати, был достаточно бурный и насыщенный день. Мы ходили и в «Солнышко», и к нам приходили гости – ребята из лагеря «Икс-миссия», с которыми мы проводили «Квинту дружбы» (если забыли что это – посмотрите в первой части книги).
Вот цитаты из одной работы:
«В центр от Юстаса. Задание выполнил. Целый день наблюдал за Ильей…
10.30 – пришел лагерь «Х-миссия», и он на карусели общения задавал одни и те же вопросы, даже иногда молчал.
Вывод: имеет небольшой лексический запас, плохой собеседник…
14.00 – на палубе общения был озабочен проблемой одного субъекта.
Вывод: понимающий человек, может помочь в беде…»
В плане самопознания нет ничего важнее, чем эти выводы о собственных качествах, вытекающих из процесса самонаблюдения. По развитости этой рефлективной способности можно с большей долей уверенности судить о степени личностной зрелости.
А вот для примера исследовательский взгляд на себя со стороны девочки:
«В течение дня наблюдала за Юлей. Она в лагере «Солнышко» общалась со всеми детьми и предлагала новые игры – это говорит о ее умении общаться с детьми. Ей легко было подружиться с лагерем «Х» (практически со всеми) – это значит, что она смелая. Активно играла в игру «Квинта», быстро и интересно изображала звуки, которые издают трусы. Это говорит о ее находчивости и умении быстро мыслить.
Она в течение всей палубы перебрасывалась взглядами с одним мальчиком. Какие она к нему чувства испытывает, пока неизвестно…
Я обратил внимание, что иногда у нее бывает бессмысленный взгляд – она о чем-то мечтает. На этом пока все».
Это сильно – насчет бессмысленного взгляда. Как надо умудриться посмотреть на себя со стороны, чтобы это понять?..
Брачное объявление
Это задание стало хитом нескольких сезонов. Оно и понятно. Игровые ситуации межполового взаимодействия всегда трепетно принимаются подростками.
Уже по самому отношению к этому заданию можно многое понять. Кто-то относится к нему так же, как и к другим – просто и добросовестно. Значит, игровая ситуация их не слишком затрагивает. Вот Света:
«Я добрая и веселая, но ужасно обидчивая и гордая. Что сказать о моей внешности – не знаю. Я просто простой человек. Я хочу познакомиться с парнем. Он должен быть добрым, красивым, не скучным, умным, без вредных привычек».
Через два года, когда я «по просьбам трудящихся» повторил задание, в работе Светы мало что изменилось:
«Одинокая девушка, достаточно общительная, веселая, дружелюбная, с симпатичной внешностью, рост 173 см, желает познакомиться с парнем до 18 лет, симпатичным, с хорошей, накаченной фигурой, умеющий всегда поддержать компанию и разговор; обязательно веселый и общительный, рост не менее 170 см…».
Несмотря на усиление положительной самопрезентации у Светы мало что изменилось в работе, особенно по отношению к потенциальному партнеру. Стабильность в этом задании говорит о «стабильности» самой личности.
Вот еще пример, хотя и заинтересованного, но ровного отношения:
«Привет всем! Я веселая, жизнерадостная, откровенная девчонка. Мечтаю стать актрисой или дизайнером. На актрису у меня есть способности, но их недостаточно, а на дизайнера нужно еще закончить худ. училище, чтоб окончательно понять свои способности. Сейчас у меня есть талант только рисовать или фантазировать.
На меня не всегда можно положиться и я не очень скромная. Это еще не все мои недостатки, но, я думаю, их достаточно, чтобы оценить мою плохую сторону.
Хочу найти я веселого, жизнерадостного, откровенного парня, на которого можно положиться и который поддержит в трудную минуту. Еще без вредных привычек». Наташа.
Чувствуется спокойная уверенность: достоинства и недостатки не выставляются и не камуфлируются.
А вот следующее задание выдает повышенную заинтересованность автора:
«Привет, мой котик! Веселый, симпатичный, умный, обаятельный, ласковый и добрый. Я та киска, которую ты искал всю жизнь. И только я подарю тебе то счастье, о котором ты мечтал. Я веселая, общительная, добрая и ласковая. А обо всем другом – при встрече! Пока! Целую!» Нина.
Не откажешь, однако, Нине в художественности и легкой иронии.
Кстати, по поводу иронии, думается, что ее наличие в этой работе говорит об адекватно-зрелом отношении автора
В этой связи еще одна пара работ одного автора, разделенная все той же парой лет.
Вот первая:
«Ищу спутника жизни. Не старше 14 лет. Желающего продолжать обучение, целеустремленного. Имеющего большую уютную квартиру в наследство, желательно в городе, обеспеченных родителей, родственников за пределами СНГ. Без вредных привычек, спортивного телосложения, среднего роста. Доброго, умного, внимательного, экономного, но не жадного. Ценю честность и юмор. Желательно фотографию.
О себе. Привлекательная, среднего роста, умная, ответственная, добрая, экономная. Люблю животных, люблю рисовать, петь и танцевать. Прошу прочитать на палубе общения». Аня.
Прочитав это задание, я долго думал о мере ироничности в нем. В конце концов, решил, что в нем есть только легкий налет иронии, а в основном оно серьезно. Об этом говорят и уточнения, типа «экономного, но не жадного», и просьба прочитать на палубе. Кстати, обратили внимание, коллеги, на «программный образ» привлекательного жениха?.. Но вернемся к иронии.
Через два года та же Аня пишет следующее брачное объявление:
«Толстая страшная баба (я), без оболтусов (детей), ищет себе холостого недотепу (спутника жизни). Возраст (мой, да и его) не имеет значения.
Качества характера, которые я бы хотела в нем видеть: добрый, дружелюбный, ответственный, искренний, жизнерадостный, любит животных.
Все о себе расскажу потом. Всех тех, кто заинтересовался, прошу звонить по телефону 03. Спросите Марью Ивановну».
И опять в работе парадоксальное сочетание юмора и серьезности. Хотя, да…. Сейчас задумался над образом Ани и понял, что это и есть в ней очень характерная черта, так ярко отразившаяся в ее домашних работах.
Мои будущие дети
Продолжаем развивать тему. Некоторые ребята признавались, что еще никогда об этом не задумывались, но «вы заставили». Ну, что ж, хорошо. Тем более, что у этого задания обнаружился чрезвычайно сильный проективный потенциал, и его с полным правом можно было внести и в проективный список.
«Вообще-то я себе хочу одного ребенка, ну, или близнецов. Мне не важно – это будет мальчик или девочка. Мне важно, чтобы мой ребенок доверял мне. Я представляю своего ребенка как лучшего моего друга». Юля.
Важное признание. Многие бессознательно проецируют себя в образ своего будущего ребенка и получается такой некий «я-идеальный» образ. Впрочем, некоторые вполне сознательно отталкиваются от особенностей своей семьи:
«Моих детей, скорее всего, будет 2 (при большом желании и больших возможностях – 3). Я планирую «сделать» их с разницей в 1-2 года. Я прекрасно понимаю, что разница в возрасте детей 9-12 лет плохо сказывается на отношениях. На своем примере знаю, что старший ребенок вырастает законченным эгоистом, и младшему приходится тяжко. Такой ошибки я постараюсь не допустить.
Мои малыши будут обязательно ходить в детский сад, чтобы с детства привыкнуть к коллективу. Я не буду кормить их противной пшеничной кашей, чтобы выслушивать не нотации, какие я обычно устраиваю родителям по этому поводу.
Изо всех мы с моим любимым мужем будем стараться вырастить детей добрыми, понимающими, гуманными, ласковыми и заботливыми.
Не думаю, что моим мужем станет Юра, однако несмотря на это, дети (на мой взгляд) станут веселыми и приветливыми. Буду с детства прививать моим ребятишкам любовь к искусству, спорту и т.п.
В общем, хочу вырастить моих детей хорошими и нормальными людьми, но только не очень правильными – не хочу быть мамой какого-нибудь ботана-зануды». Женя.
Следующая работа меня умилила своей прозорливой конкретностью и патриотизмом:
«У меня будет скорее всего трое. Двое мальчиков и одна девочка. Одни мальчик будет, старший, похож характером на моего будущего мужа. Средняя девочка будет похожа на сестру моего мужа. А младший сын будет спокойным милым мальчиком, очень красивым и очень добрым. Мои дети будут аккуратны, рассеяны, шустры и очень веселые. Я буду стараться им дать все, что смогу. Я дам им хорошее образование и воспитаю из них воспитанных граждан нашей великой страны России». Ира.
Однако, я думаю, чрезмерная серьезность противопоказана и в этом задании. И это подтверждают подобные работы:
«Я думаю, что мои дети будут похожи на своих пап: Вадима (хотелось бы и мальчика и девочку), Ваню (может быть четыре девочки), Юру (я даже не знаю, но наверно хотелось бы 8 человек – 4 девочки, 4 мальчика, а там, как получится – мы с ним отдельно поговорим), Рому (2 мальчика и одна девочка), от Гены (наверно, только одного мальчика – но какого!)
Итого – 20 человек.
Некоторые из моих детей будут ангелочками, а некоторые чертенятами – в зависимости от наследственности.
Уважаемые папы! Просим вас записаться на курсы. Специальность: пеленание детей». Алена.
Внимание, розыск!..
Почти чисто игровое задание. Нужно представить, что по городу расклеены афиши о поимке особо опасного преступника. Такое объявление нужно написать на самого себя и, разумеется, все атрибуты преступной деятельности придумать самостоятельно. И, думается, вполне возможно протянуть психологическую ниточку от вида придуманного преступления к действительному характеру самого «преступника». Вот объявления от двух девочек одного возраста. Коллеги, если хотите, попробуйте сделать хотя бы пару штрихов к их психологическим портретам самостоятельно:
«Разыскивается особо опасный преступник за надкусывание конфет, бананов и других фруктов, находящихся в продаже. Особые приметы: рыжая.
Берегитесь! Если у вас есть что-то вкусное, то спрячьте или съешьте. Нашедшему преступника полагается вознаграждение. Размер вознаграждения обсудите в милиции по телефону 02». Люда.
«Разыскивается плюшевый мишка за совращение фарфоровых кукол и за обезглавленную армию солдатиков.
Приметы: окрас черный, бандана с прорезями для ушей». Таня.
Мой сборный портрет
Давая это задание, я тоже не очень рассчитывал на особую глубину, но неожиданно оно, что называется, «зацепило» многих.
Итак, нужно составить свой сборный портрет из качеств окружающих тебя в лагере друзей. Можно использовать как внешние данные, так и внутренние качества личности и характера.
Педагогический смысл этого задания, думаю, понятен. Посмотреть, что привлекает каждого в окружающих людях и через это понять, чего же не хватает самому «творцу» воображаемого портрета.
Оказывается, ребята довольно легко ориентируются в привлекательных качествах друг друга, и им не составляет труда их выделить:
«От Вадима я хочу взять хорошее чувство юмора. От Светы и Жени светлый ум. У Лены ресницы. У Зины глаза. У Вики спокойствие». Люда.
Интересный набор «вперемежку» - сначала внутренние качества, как наиболее важные, затем внешние.
А вот очень глубокая работа с пояснением мотивов выбора:
«Я не буду прикалываться и писать, что я хочу для сборного портрета взять, например, нос Люды, уши Димы и глаза Вани. Пусть внешний облик останется таким, какой он есть.
Для сборного «внутреннего портрета» я бы подзаняла качеств у некоторых людей. Прежде всего, я бы хотела лояльность, спокойствие, мягкость и доброту Светы. Добавила бы остроумия и изобретательности Юры или Вадима, а иногда даже пофигизма Ромы. Я бы хотела почаще быть веселой, как Люда и Вика и прикольной, как Саша.
Конечно, у каждого в нашем лагере можно чему-нибудь поучиться, что-нибудь взять (имею в виду качества, черты характера). Но я перечислила лишь то, чего мне чаще не хватает и что олицетворяют другие люди». Женя.
Обратили внимание на последнюю ремарку? Это главный психологический мотив составления сборного портрета.
А напоследок я оставил работу с самым проективным потенциалом:
«Чтобы из меня получился хороший человек, мне надо взять от Юры его жизнестойкость и юмор, от Светы ее терпение и ум, от Вани его огромное сердце и понимание, от Оли целеустремленность, от Люды ее дружелюбие, от Вадима его веру, его понятие этого мира, от Вики ее беззаботность, от Ромы его стойкость, от А.И. я хочу взять понятие всего происходящего, его разборчивость и умение отличать добро от зла.
Я очень хочу найти свой стимул в жизни, то, ради чего надо жить. И если я возьму от этих людей, что я хочу, то я уверена, что я всего этого добьюсь. Я найду то, что ищу и смогу оказаться сильнее этого мира. Я верю, что смогу пройти всю эту игру до конца». Алена.
Если в предыдущих работах ребята в общем-то были удовлетворены собой, а у других искали, так скажем, «улучшенные варианты», то Аленка как бы пытается составить саму себя из качеств других людей так, как бы ничего хорошего в ней самой не было. Существенная разница. Отсюда весь драматизм заключительных слов и надежд. Давай, Аленка, не сдавайся! Я верю, что у тебя все получится, и в этой «игре» ты станешь актером, которых хорошо понимает и воплощает замысел режиссера.
Эпитафия
Логическое завершение творческо-игровых заданий. Здесь тоже есть интересная педагогическая изюминка. Нужно посмотреть на самого себя не из прошлого, а из будущего: представить, что твоя жизнь уже прожита, и выделить главное в ней в виде надписи на надгробном памятнике.
Этот вариант проекции можно назвать обратной или ретро-проекцией. В этих работах, как в никаких других, можно увидеть главную суть человека за всеми одеждами юмора и творческих выкрутасов.
Наверно, ребят все-таки смутила внешняя «мрачность» задания, потому что отважились его выполнить всего шесть человек. Ну, что ж – «безумству храбрых поем мы песню!» - пусть эта шестерка и попадет в историю – опубликуем работы всех шестерых.
«Здесь лежит человек, умерший после 6-го гола в ворота сб. России от сб. Португалии. Но у этого человека было хорошее чувство юмора, поэтому он умер от смеха, не успев добежать до туалета!!!» Дима.
Болельщик и юморист? Давайте вместе попробуем определить суть каждого «эпитателя», или «эпитафиста»....
«Здесь покоится …. Алексей….. 4. 02. 92.
Убит газетой во время игры «Газетка».
Любим, скорбим, помним». Леша.
Азартный игрок и юморист?
«Здесь похоронен зомби. К нему смерть пришла в пятницу 13. Она был в черном и с косой. Смерть его разрубила косой. Так что не бойтесь, если из могилы будет торчать глаз, часть мозга – это последствия рубки косой.
Да будет земля тебе железобетоном!
От братанов». Мурат.
Ну, это явный любитель черного юмора!
«Здесь, под мраморной плитой, покоится человек. За свою жизнь она сделала немало хорошего для нас. Как и у всех, у нее были недостатки. Поэтому простите ее все, кого она обидела!
От родных и друзей. Покойся с миром.
P.S. К сожалению, когда я писала это д/з, мое чувство юмора испарилось. И вообще – я не мастер по надгробным надписям!
Надеюсь потомки в далеком будущем напишут лучше». Женя.
Так, юмористы закончились…. Ну, так кто же все-таки Женя? Мне кажется ключевой является просьба о прощении. Женя осознает свои недостатки в такой степени, что совесть ее требует мольбы о помиловании.
И последняя работа:
«Здесь лежит безнадежно влюбленный, повидавший жизнь, но не уставший от нее человек. Творил добро и зло он в равных количествах и приносил кому-то смех, кому-то слезы. Были у него друзья, а враги до поры до времени старались себя не показывать. И пусть земля будет пухом ему, человеку со слабым характером, неспособному на сильные поступки, пусть тело его лежит и гниет в этой светлой земле, и пусть черви поедают его за все его прегрешения, а душа пусть отправится в рай, ибо есть великое раскаяние и тяжкое искушение, а Бог всех нас любит и простит». Вадим.
Вадим, как и Женя, нуждается в прощение. Это тоже говорит о развитой совести. Только, если Женя обращается за прощением к людям, Вадим находит высший адресат – Бога – с чувством уверенности в Его милосердии. Дерзай, Вадим!
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь