Найти тему
Okko

«Убийца»: Ни любви, ни тоски, ни жалости

Завершился Венецианский фестиваль. И одна из главных премьер киносмотра — «Убийца» Дэвида Финчера — осталась без наград. Финчер — режиссер неприкосновенного статуса: фамилия автора давно спаяна с жанром триллеров, окутанных желтой дымкой, а расследования непременно раскрывают не только имя убийцы, но и крутые повороты в коридорах личности детектива. Во втором фильме для Netflix (первым был «Манк») Финчер обращается к фигуре противоречивой — наемному убийце на тропе мести, которому автор не сочувствует, но пытается понять и постичь. Настасья Горбачевская рассказывает о громкой премьере с места событий. А картина станет доступна на Netflix уже 10 ноября.

Кадр из фильма «Убийца», реж. Дэвид Финчер, 2023
Кадр из фильма «Убийца», реж. Дэвид Финчер, 2023

Первые 15 минут картины Дэвид Финчер погружает зрителя в своеобразный транс, гипноз чужим ремеслом. Бархатистый грудной голос за кадром сопровождает скрупулезную подготовку к покушению: безымянный стрелок (Майкл Фассбендер) проводит дни за наблюдением. Под прицелом окно пятизвездочного отеля в Париже, но мысли киллера едва ли занимают объект и требования клиента к выполнению контракта: статистика смерти и рождаемости, шутки про немецких туристов, какие-то цитаты (свои и великих) и едкие комментарии. Профессионализм наемника зритель вычисляет по повторяющимся ритуалам, филигранной аккуратности и, главное, монументальному спокойствию — пульс подчиняется привычкам, не давая волю чувствам.

-2

Случайность, злой рок или небрежность исполнителя — вышла осечка, цель осталась жива, а киллер вынужден заплатить неустойку за неудачный выстрел чужой кровью: пострадала любимая женщина. Приняв решение будто бы импульсивно, стрелок обращается к профессиональной деятельности за рамками контрактов и отправляется мстить, методично собирая адреса, поддельные документы и огнестрельное оружие. Поле возмездия безгранично и герметично одновременно: наемник находится в движении, меняя страны, континенты, отели и виды транспорта. При размахе географии, которую Финчер старательно обозначает титрами, но которая стирается из памяти после просмотра, архитектура кадра выглядит сдавленной и тесной. Помимо знакомых по прочим фильмам режиссера выразительных средств, он опускает небо ниже, коридоры стягивает уже: маячит лишь красный прицел, остальное — отвлекающие маневры.

-3

«Придерживайся плана, не импровизируй», — слова, которые киллер повторяет как мантру или заклинание: фильм следует той же магистральной линии и чертит точную горизонтальную линию сюжета. С одной стороны, кажется, что Финчер, составляя портрет человека, о котором мы так ничего и не узнаем, пытается дистанцироваться и откровенно не симпатизировать антигерою. Те же чувства остаются и у зрителя — можно восхищаться виртуозным мастерством в самом отталкивающем деле, но сложно испытать эмпатию к персонажу, который постоянно повторяет «никакого сочувствия». С другой, велик соблазн подумать о сравнении ремесла убийцы и кинематографиста. Томительное одиночество, методичность на грани ОКР, смиренное преследование цели и никаких отступлений от того самого плана. Рутина убийцы не в бесконечной стрельбе в тире, а в самосовершенствовании: йога, сон по графику, чистота и cheat meal по особым случаям. Получается, наемник тоже человек. Но не совсем.

-4

В прошлый раз Финчер был на Лидо с «Бойцовским клубом» — фильм освистали, и до сих пор (прошло 24 года!) провал не забыт. Режиссер за годы не растерял присущего ему нигилизма, роман Чака Паланика сменили французские комиксы от Matz и Люка Джакомона — казалось бы, вот она, тропа возмездия и своеобразный реванш! Картина собрала похвалу критиков, но не получила наград от фестивального жюри. Рассудит время, но есть вероятность, что, несмотря на профессионализм и мастерство (как героя, так и автора), «Киллер» растворится в фильмографии Финчера, не став ни лучшим, ни худшим — просто еще одним заданием, выполненным без осечек.

Текст: Настасья Горбачевская

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.