Хотя понятие интеллекта неоднозначно, известно, что этот термин, среди прочего, включает способность учиться или решать проблемы. Способность ребенка овладеть этими навыками существенно влияет на его будущее – от этого будет зависеть образование и эффективность в трудовой жизни. Как мы можем повлиять на величину IQ? Что формирует интеллект ребенка?
Что такое интеллект?
Термин «интеллект», хотя и часто используется в разговорной речи, в психологии не имеет единого общепринятого определения. Исследователи сходятся во мнении, что интеллект – это относительно постоянная индивидуальная черта, которая проявляется в различных ситуациях.
Для объяснения концепции интеллекта чаще всего используется определение, предложенное американским социологом Линдой Готфредсон в 1994 году.
Интеллект – это очень общая умственная способность, которая включает способность рассуждать, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные вопросы, быстро учиться и учиться на личном опыте.
Как формируется интеллект ребенка?
Многочисленные исследования показывают, что на будущий интеллект ребенка более или менее в равной степени влияют гены и окружающая среда.
Когнитивное развитие, то есть способность ребенка получать, запоминать и обрабатывать информацию, поступающую к нему из окружающей среды, происходит как следствие взаимодействия двух процессов: расширения мозга ребенка и приобретения опыта. Следовательно, интеллект возникает по мере развития детского мозга, в процессе познания мира.
Как повлиять на формирование интеллекта ребенка?
Познавательное развитие ребенка можно поддержать, оказывая влияние как на первый, так и на второй процесс. Будущая мама может влиять на правильное формирование мозга плода правильным питанием.
После рождения мозг ребенка продолжает развиваться – на протяжении всей жизни он не будет развиваться так интенсивно, как в первые годы. Качество и количество пищи имеет большое значение для правильного развития нервной системы ребенка в первые два года его жизни. Есть и другие факторы: окружающая среда, чувство защищенности, любви и близости, веселье, контакты с другими людьми.
Открытие отдельных элементов реальности должно происходить в среде, стимулирующей мозг. Чтобы создать такую среду, важно играть, разговаривать с ребенком, объяснять ситуации, в которых он принимает участие, чтобы он реагировал на различные раздражители.
Со временем ребенок становится все более осведомленным, может впитывать все больше и больше информации из окружающей среды, и лучшей наградой для родителей будет сознательная реакция на конкретное поведение. Например, совместное повторение стихотворения.
Вы уже оказываете влияние на будущее своего ребенка. Вы формируете его еще до зачатия, заботясь о своем здоровье и здоровье вашего партнера. Затем вы позаботитесь о питании и образе жизни во время беременности. После рождения ребенка вы с любовью и преданностью поддерживаете его правильное развитие, потому что прекрасно знаете, что будущее вашего ребенка начинается сегодня.
Роль тактильных ощущений в развитии ребенка
Соприкасаясь с окружающей средой, дети собирают опыт об окружающем мире. В их сознании возникают определенные правила – так называемые правила прикосновения, которые позволяют упорядочивать переживания, и таким образом, медленно формируется образ собственного тела и окружающего мира, когнитивные схемы.
Основным источником знаний об окружающей среде является физическая активность, исследование мира посредством манипуляций: хватание, исследование пальцами. Тактильные ощущения играют ключевую роль на этом этапе, а действия, выполняемые вручную, имеют приоритет даже над визуальным или слуховым восприятием. Опыт, накопленный ребенком во время таких манипуляций, является наиболее важным для установления постоянства формы и размеров окружающих предметов.
У маленьких детей, особенно до 3-х лет, развитие когнитивной и моторной сфер настолько тесно переплетено, что психолог не изучает «развитие интеллекта», а только оценивает психомоторное развитие. Во время обследования определяется уровень развития таких аспектов развития ребенка, как моторика, манипуляция, зрительно-моторная координация, речь, социальное поведение, а также наблюдается поведение с точки зрения силы и ритма; адаптивность, т. е. приспособление к новым обстоятельствам или чувствительности.
Исследование, проведенное ученым Джеймсом Р. Флинном из Университета Отаго в Новой Зеландии, показало, что IQ в мире увеличивается примерно на 3 балла за десятилетие.
И гены, и факторы окружающей среды играют роль в формировании интеллекта ребенка. Для правильного когнитивного развития мозг ребенка должен иметь правильную форму, а среда, в которой он воспитывается, должна вдохновлять на познание мира и получение опыта. Обеспечивая «маленький» мозг необходимыми питательными веществами и интересным образом представляя ребенку окружающую действительность, вы влияете на его интеллект и заботитесь о его будущем.