Найти в Дзене
Воспитатели.онлайн

Можно ли сформировать интеллект ребенка?

Оглавление

Хотя понятие интеллекта неоднозначно, известно, что этот термин, среди прочего, включает способность учиться или решать проблемы. Способность ребенка овладеть этими навыками существенно влияет на его будущее – от этого будет зависеть образование и эффективность в трудовой жизни. Как мы можем повлиять на величину IQ? Что формирует интеллект ребенка?

Что такое интеллект?

Термин «интеллект», хотя и часто используется в разговорной речи, в психологии не имеет единого общепринятого определения. Исследователи сходятся во мнении, что интеллект – это относительно постоянная индивидуальная черта, которая проявляется в различных ситуациях.

Для объяснения концепции интеллекта чаще всего используется определение, предложенное американским социологом Линдой Готфредсон в 1994 году.

Интеллект – это очень общая умственная способность, которая включает способность рассуждать, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные вопросы, быстро учиться и учиться на личном опыте.

Как формируется интеллект ребенка?

Многочисленные исследования показывают, что на будущий интеллект ребенка более или менее в равной степени влияют гены и окружающая среда.

Когнитивное развитие, то есть способность ребенка получать, запоминать и обрабатывать информацию, поступающую к нему из окружающей среды, происходит как следствие взаимодействия двух процессов: расширения мозга ребенка и приобретения опыта. Следовательно, интеллект возникает по мере развития детского мозга, в процессе познания мира.

Как повлиять на формирование интеллекта ребенка?

Познавательное развитие ребенка можно поддержать, оказывая влияние как на первый, так и на второй процесс. Будущая мама может влиять на правильное формирование мозга плода правильным питанием.

После рождения мозг ребенка продолжает развиваться – на протяжении всей жизни он не будет развиваться так интенсивно, как в первые годы. Качество и количество пищи имеет большое значение для правильного развития нервной системы ребенка в первые два года его жизни. Есть и другие факторы: окружающая среда, чувство защищенности, любви и близости, веселье, контакты с другими людьми.

Открытие отдельных элементов реальности должно происходить в среде, стимулирующей мозг. Чтобы создать такую среду, важно играть, разговаривать с ребенком, объяснять ситуации, в которых он принимает участие, чтобы он реагировал на различные раздражители.

Со временем ребенок становится все более осведомленным, может впитывать все больше и больше информации из окружающей среды, и лучшей наградой для родителей будет сознательная реакция на конкретное поведение. Например, совместное повторение стихотворения.

Вы уже оказываете влияние на будущее своего ребенка. Вы формируете его еще до зачатия, заботясь о своем здоровье и здоровье вашего партнера. Затем вы позаботитесь о питании и образе жизни во время беременности. После рождения ребенка вы с любовью и преданностью поддерживаете его правильное развитие, потому что прекрасно знаете, что будущее вашего ребенка начинается сегодня.

Роль тактильных ощущений в развитии ребенка

Соприкасаясь с окружающей средой, дети собирают опыт об окружающем мире. В их сознании возникают определенные правила – так называемые правила прикосновения, которые позволяют упорядочивать переживания, и таким образом, медленно формируется образ собственного тела и окружающего мира, когнитивные схемы.

Основным источником знаний об окружающей среде является физическая активность, исследование мира посредством манипуляций: хватание, исследование пальцами. Тактильные ощущения играют ключевую роль на этом этапе, а действия, выполняемые вручную, имеют приоритет даже над визуальным или слуховым восприятием. Опыт, накопленный ребенком во время таких манипуляций, является наиболее важным для установления постоянства формы и размеров окружающих предметов.

У маленьких детей, особенно до 3-х лет, развитие когнитивной и моторной сфер настолько тесно переплетено, что психолог не изучает «развитие интеллекта», а только оценивает психомоторное развитие. Во время обследования определяется уровень развития таких аспектов развития ребенка, как моторика, манипуляция, зрительно-моторная координация, речь, социальное поведение, а также наблюдается поведение с точки зрения силы и ритма; адаптивность, т. е. приспособление к новым обстоятельствам или чувствительности.

Исследование, проведенное ученым Джеймсом Р. Флинном из Университета Отаго в Новой Зеландии, показало, что IQ в мире увеличивается примерно на 3 балла за десятилетие.

И гены, и факторы окружающей среды играют роль в формировании интеллекта ребенка. Для правильного когнитивного развития мозг ребенка должен иметь правильную форму, а среда, в которой он воспитывается, должна вдохновлять на познание мира и получение опыта. Обеспечивая «маленький» мозг необходимыми питательными веществами и интересным образом представляя ребенку окружающую действительность, вы влияете на его интеллект и заботитесь о его будущем.

Можно ли сформировать интеллект ребенка?