Интересно! За свою жизнь Пушкин и Высоцкий написали примерно одинаковое количество стихотворений. Если верить данным из интернета, то у Пушкина - 783 стихотворения, а у Высоцкого - чуть больше 800 (из них - 600 песен).
Я не литературный критик и не признанный эксперт в творчестве Пушкина и Высоцкого. В этой статье я просто постарался более менее аргументированно высказать свою позицию, обозначенную в заголовке. Мнение моё, безусловно, предвзято и необъективно, так как я огромный поклонник Владимира Семёновича, но и неплохо знаком с творчеством Александра Сергеевича. Во мне уже несколько лет вызревала тема этой статьи и вот, наконец, я собрал мысли в кучу и решил излить их на свой канал.
Факт №1: стиль и рифмы
Если кратко: Пушкин создал русский литературный язык, а Высоцкий гениально использовал все его возможности.
Стихотворения Александра Сергеевича выстроены по всем правилами стихосложения - писал поэт преимущественно четырехстопным ямбом или хореем. Однако в большинстве произведений, на мой взгляд, довольно примитивные рифмы, без "изюминки" и выдумки. Зато всё по правилам!
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Пример, может быть и банальный, но прекрасно отражающий стиль рифмования Пушкина.
Высоцкий же нигде не обучался стихосложению, поэтому не был скован никакими рамками. Приведу примеры его рифм, которые у меня всегда вызывали и до сих пор вызывают дикий восторг.
Первый пример из песни "Мишка Шифман"
…Хвост огромный в кабинет
Из людей, пожалуй, ста.
Мишке там сказали «нет»,
Ну, а мне — «пожалуйста».
Как вам? С выдумкой! Интересно? Не банально!
Дальше - лучше. Песня "Комментатор из своей кабины".
Может, не считает и до ста он,
Но могу сказать без лишних слов:
Был бы глаз второй бы у Тостао —
Он вдвое больше б забивал голов.
Казалось бы прямой рифмы нет, а если прочитать вслух, то она появляется. Да ещё какая!
Ну и напоследок моё любимое. Обожаю этот куплет из песни "Если я богат, как царь морской…" В нём сосредоточена вся гениальность поэта Высоцкого.
Не сравнил бы я любую с тобой,
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой, -
Как Мадонной Рафаэлевой!
Две мощные рифмы - одновременно простые и гениальные. Кто бы что ни говорил, а Владимир Семёнович в совершенстве владел искусством стихосложения!
И это лишь три примера, которые мне пришли на ум. На самом деле их десятки, а может и сотни. Именно из-за своей небанальности стиль стихосложения у Высоцкого мне нравится гораздо больше чем у Пушкина.
Факт №2: близость к народу
Как ни крути, а Александр Сергеевич был далёк от простого народа. Воспитывался он в тепличных условиях, никогда не знал нужды. Ему, в основном, были чужды проблемы и переживания людей из низших сословий. Он рос в другой среде и глупо было бы его обвинять в отстранении от большей части населения России.
Владимир Семёнович же с детства хлебнул и нужды, и войны, и горя. Он видел жизнь в самых неприглядных её проявлениях и, тем не менее, смог выбиться в люди и стать великим поэтом. Стихосложению он учился не в престижном лицее у лучших представителей своего времени, а постигал это искусство самостоятельно, методом проб и ошибок. Именно поэтому творчество Высоцкого ближе и понятнее абсолютному большинству русскоязычных людей.
Общеизвестный факт: представители многих профессий принимали Владимира Семёновича за своего. Военные думали, что Высоцкий прошел войну, заводчане были уверены, что он работал на заводе, спортсмены - что занимался разными видами спорта и т.д.
Факт №3: песни
Самое очевидное преимущество Высоцкого перед Пушкиным заключается в том, что он облачал свои стихотворения в музыкальную "обёртку" и, таким образом, доносил их до народа. Согласитесь, что на концерт всегда придёт больше людей, чем на поэтический вечер.
Мощной харизмой и запоминающимся голосом, Владимир Семёнович дополнял свой поэтический талант. Нам практически ничего не известно о голосе и харизме Пушкина, но мы точно знаем, что свои стихи он не пел. Это не плюс и не минус - просто факт.
А ещё Высоцкий играл в театре и снимался в кино.
Факт №4: голос эпохи
Пушкин писал достаточно просто, затрагивая проблемы тогдашнего общества. Как и Высоцкий, он не раз подвергался гонениям со стороны властей. А если власти обращают внимание на поэта, значит он действительно пишет актуальные стихотворения.
Многие произведения Пушкина отражают нравы и быт времени, в котором он жил. Однако глубоко погрузиться в ту эпоху всё равно не получится - не хватает, достоверности, что ли. Многие события освещены поверхностно, а некоторые вообще прошли мимо внимания поэта.
Высоцкий же является истинным "голосом эпохи"! Из его стихотворений можно смело составить учебник истории, освещающий события в стране с конца 30-х до конца 70-х годов. Он писал о политических и спортивных событиях, о достижениях науки и искусства, об известных людях и простых гражданах.
Он как никто другой умел уловить суть каждого временного периода и через понятные образы передать её в своих стихотворениях. Яркий пример -"Баллада о детстве". Вы можете прочитать сотню книг о военном и послевоенном периоде, но эта песня всё равно скажет вам больше.
Факт №5: природная гениальность
Пушкин, безусловно, гениальный поэт. Но смог бы он развить своё мастерство то такого высокого уровня, если бы родился в крестьянской семье и не получил блестящего образования? Смогла бы его гениальность пробиться через стену житейских трудностей? Большой вопрос, на который мы никогда не узнаем ответа.
Что касается Высоцкого, то его гениальность выдержала множество испытаний. Его можно сравнить с ростком, который несмотря ни на что, пробился сквозь твердый асфальт и всё-таки вышел на свет. Пушкин же в этом плане, скорее как цветок в горшке на окне в тёплом доме, за которым ухаживают, подкармливают и дают ему все возможности для роста.
Владимир Семёнович Высоцкий - гений, которые рождаются раз в сто лет, а может и реже. Господь подарил ему удивительно восприимчивое сердце и необъятный талант, а он им в полной мере воспользовался. Нам остаётся только сказать спасибо, что такой человек был в истории нашей страны. Истинный поэт, который просто не мог прожить долгую и счастливую жизнь.
К сожалению, кто по-настоящему горит, тот быстро сгорает, оставляя после себя не пепел, а нечто большее - бесценное, неосязаемое и такое родное...
Личная история из жизни
Напоследок хочу поделиться с вами реальной историей, которая произошла со мной 15 лет назад.
Я с детства пишу стихи и рассказы. Примерно в 16 лет увлёкся творчеством Высоцкого и, естественно, стал ему подражать в написании стихотворений. Когда я поступил в университет и переехал из села в город, то решил отнести свои стихи в редакцию одной местной газеты. Надеялся, что какие-то из них опубликуют в литературной колонке.
Главным редактором в этой газете работала умудрённая опытом пожилая женщина с литературным образованием. Короче говоря, знаток поэзии и ценитель прозы. Мои стихи она забраковала, сказав, что они несколько примитивны и мне нужно поучиться "правильному" сочинению поэтических опусов. В пример привела Пушкина (естественно!).
Примерно через месяц я принес в редакцию ещё десяток стихотворений, но с подвохом. Половина из них была не моими, а малоизвестными произведениями Высоцкого разных периодов его творчества. Я просто решил проверить - заметит ли редактор подлог. Не заметила. Раскритиковала эти стихотворения еще сильнее, чем предыдущие.
После этого я понял, что буду писать, несмотря ни на что.
P.S. А мои стихотворения в итоге опубликовали, но в другой газете, где редактор более лояльно относился к "примитиву". И они даже имели определенный успех у читателей. По крайней мере, отзывы были только положительные.
Что ж, это моё личное мнение о творчестве двух великих русских поэтов. В комментариях вы всегда можете со мной поспорить или, наоборот, поддержать мою позицию. С удовольствием пообщаюсь с вами ;)
Это тоже интересно почитать!
Как написать триллер-детектив и не сойти с ума? Интервью с писательницей Анной Блейк
"Пластмассовое кино", или почему современные блокбастеры выглядят хуже, чем фильмы 80-90-х годов...
Я этого не пел! 7 песен, исполнение которых ошибочно приписывают не тем артистам