Добрый день, друзья!
В рамках реализации социально-значимого проекта «Грамотный потребитель» мы продолжаем цикл статей на актуальные темы защиты прав потребителей.
Сегодняшнюю статью мы посвятим разбору приглашений на бесплатные юридические консультации, которые постоянно встречают нас у станций метро, в интернете, по телефону. Деятельность юридических фирм (за исключением адвокатских коллегий и кабинетов) практически не контролируется, на нее не надо получать лицензий и сертификатов. А ввести не подкованного юридически человека в заблуждение относительно того, как защищать свои права и интересы, для недобросовестного юриста – несложно. Этим и пользуются расплодившиеся юридические компании, которые взяли на вооружение методы продавцов дешевой косметики и чудо фильтров для воды. Они завлекают человека, у которого есть юридическая проблема, и пользуясь его правовой неграмотностью, разводят на бессмысленные, но очень дорогостоящие действия. Обрабатывают, в основном, доверчивых людей старшего возраста, а также тех, кто не привык проверять информацию и готов сразу расстаться с деньгами.
Итак, вы приходите на «бесплатную юридическую консультацию», надеясь решить свою проблему. Убедительные менеджеры – юристы практически гарантируют вашу правоту и решение в вашу пользу, не стесняясь давать 100% гарантии. На словах. И рассказывают, что для этого надо написать претензию тому-то, жалобу туда-то и еще туда-то и туда-то. И сразу составить проект искового заявления в суд, а также заказать выезд их представителя, после которого вопрос точно будет решен. Тут же появляется договор, в который заносятся все названные мероприятия, и вас просят внести хоть какой-нибудь аванс.
Задача таких деятелей – убедить вас подписать договор на оказание юридических услуг, с максимально большим спектром действий исполнителя, каждое из которых стоит некую сумму. Поэтому навязывается составление огромного количества жалоб и в те ведомства и органы, которые в принципе не уполномочены принимать какие-либо меры и просто перешлют жалобу по подведомственности.
С прейскурантом, как правило, никто не знакомит и в доступном месте вы его не найдете. А в договоре, конечно же, все по-другому. Его условия таковы, что исполнитель обязан просто составить ряд названных документов и еще выполнить правовой анализ, который стоит отдельную сумму. Хотя этот правовой анализ и должен быть сутью первоначальной юридической консультации, после которой вам должны сказать, какие права у вас есть и какими способами их надо защищать, и реально ли это сделать.
Схема подобных договоров – удержать с клиента как можно больше денег, даже если он опомнится и решит отказаться от услуг. Поэтому, пресловутый правовой анализ, который не имеет никакого результата, тянет, как правило, на треть от цены договора, а исполнитель заявляет, что выполнил его уже на следующий день после подписания договора и деньги возвращены не будут.
А когда выяснится то, что многочисленные жалобы и обращения составлены не подведомственности и не сработали, вам скажут – но мы же оказали ту услугу, которую вы заказали по договору. И если вами уже был подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг о том, что претензий к исполнителю нет, а его подсовывают сразу вместе с кипой составленных бумаг, вернуть деньги очень сложно.
Поэтому, идя на юридическую консультацию, надо помнить следующее. Задача добросовестного юриста - разъяснить потребителю, действительно ли нарушены его права и законные интересы или созданы препятствия для их реализации, какие именно, какая практика, в том числе судебная, существует по подобным нарушениям, указать на способы защиты этих права и указать на свой опыт их защиты (если такой опыт имеется). Консультация должна включать ссылки на конкретные статьи законов, в которых приводятся соответствующие нормы права.
Если юрист видит возможность и предлагает способы досудебного урегулирования – составление претензии, заявления, жалоб в контролирующие и надзорные органы, то нет необходимости навязывать услуги по составлению искового заявления в суд. Ведь это следующий этап, необходимость которого может не настать и преждевременные траты.
Важно настоять, чтобы в договоре на оказание юридических услуг был внесен не просто перечень составляемых документов, а указана суть проблемы, с которой обратился потребитель и то, что именно исполнителем рекомендованы данные способы защиты его прав.
Должны быть указаны не только общая цена договора, но и стоимость отдельных услуг по прейскуранту, а также сроки оказания услуг.
Помните, что потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора на оказание юридических услуг, уплатив исполнителю за фактически оказанные услуги, поэтому важно, чтобы стоимость отдельных услуг в договоре была указана.
И если вы видите, что услуги не оказываются в срок, или оказываются некачественно, можно пользоваться правами, установленными Законом РФ «О защите прав потребителей». При нарушении срока оказания услуг можно потребовать уменьшения их стоимости или отказаться от исполнения договора с возвратом уплаченной суммы. При некачественном оказании – требовать безвозмездного устранения недостатков, или уменьшения цены услуг, или возмещения понесенных расходов на исправление допущенных недостатков у других юристов, а если недостатки существенные, либо не устранены в назначенный срок – возврата уплаченной суммы.
Все претензии к юридической компании надо оформлять письменно, вручать под отметку или отправлять письмом с описью вложения. И ни в коем случае не подписывать акт приемки, не проверив качество оказанных услуг.
В России действует НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РУКОВОДСТВО ПО ОКАЗАНИЮ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ» ГОСТ Р 56877- 2016. Он не является обязательным, но на его положения можно опираться, как на обычно предъявляемые требования к оказанию юридических консультаций.
Мы уже не раз выигрывали судебные дела по возврату денежных средств от недобросовестных юристов, опираясь на нарушение данного стандарта, например, дело №33- 18865/2020 или 33-18071/2017 в Московском городском суде.