Советский фильм «Опасные гастроли» интересен для советских зрителей был прежде всего тем, что в нем блистал В. Высоцкий. И не просто блистал, а пел, танцевал и декламировал стихи.
Приключенческий фильм кинорежиссера Г. Юнгвальд — Хилькевича был музыкальным. Потому что события разворачивались вокруг театра — варьете. Сюжет рассказывал о приключениях большевиков в царской Одессе. В основе сценария лежали реальные события, взятые из дневников А. М. Коллонтай.
По сюжету, некий виконт открывает в Одессе кабаре. Его финансируют большевики и тайно хранят на складах кабаре нелегальную литературу. Но бдительный начальник местной полиции вычисляет их и пытается арестовать. В процессе ареста он гибнет вместе с лучшим членом тайной большевистской партийной ячейки.
Сюжет был не сильно оригинальным, а вот актерский состав был не просто интересным, а блистательным: В. Высоцкий, Е. Капелян, Н. Гринько, Э. Бруновская, Л. Пырьева, И. Переверзев, Г. Юматов, Н. Федорцов, В. Шубарин, Р. Волшанинова, Б. Брондуков, В. Павловский, К. Муратова.
Кроме того для съемок картины привлекли ансамбль хореографических миниатюр.
Съемки проводили в Одессе, ее пригороде, и в Ленинграде.
Главная роль сразу же писалась под В. Высоцкого, но поскольку чиновники из Госкино его не хотели брать, то режиссер подговорил актеров, вызванных для проб сделать эти пробы отвратительно. В итоге остался единственный претендент — В. Высоцкий. А ведь пробовали известных актеров: Ю. Каморный, С. Шалевич, Р. Громадский. Вообще вся картина создавалась под Высоцкого и ради съемок с ним, поскольку режиссер очень дружил с актером и всячески старался помочь ему в эпоху застоя.
Правда, картину снимали с очень большими палками в колесах со стороны худсовета. Изначально придирались к сценарию. Комиссия настаивала на том, что Коллонтай все выдумала и большевики никак не могли перевозить оружие, а были милыми и добрыми и везли только листовки.
Еле-еле пропихнув сценарий, режиссер столкнулся с проблемами в подборе актеров. Комиссия выбраковывала его выбор. А пропихнув в фильм Высоцкого, режиссер лишился актрисы на главную роль. Эта роль предназначалась для М. Тереховой. Но по каким то своим соображениям, чиновники ее не утвердили, а потребовали отдать роль Л. Пырьевой. И с Капеляном шло не все гладко. Актера не отпускали на съемки из театра. В конце концов и эту проблему решили. Начались съемки и у Высоцкого случился срыв. Кто-то напоил его и актер ушел в запой. На два месяца его положили в больницу и все дни съемочная группа делала вид, что активно снимает картину.
Потом съемки развернулись с удвоенной быстротой. Во время перерывов все собирались в ресторане гостиницы, где жили актеры, и Высоцкий пел под гитару. В то же время в гостиницу заселился театр «Ромэн». Получались импровизированные совместные концерты, которые сбегался слушать весь город.
На съемках произошел не приятный эпизод. В гостиницу заселились польские военные и будучи не трезвыми, полезли обниматься с главной героиней картины. Она дала им пощечину, а съемочная группа вступилась за женщину и началась драка. За драчунами приехала милиция, но съемочную группу отпустили без протокола. Работники милиции не раз стояли в оцеплении во время съемок и очень полюбили всех киношников.
Б. Брондуков пострадал во время съемок в сцене с ограблением склада. Его слишком сильно толкнули в сцене и он упал через всю лестницу вниз. В результате сломал нос. Кадры полностью вошли в картину.
Высоцкий во всех сценах снимался без дублеров. Он сам бегал по крышам и сам несся в бричке, управляя лошадьми. Сам же прыгал в двигавшуюся пролетку с балкона второго этажа. А один раз он разыграл всю съемочную группу, вживаясь в роль нищего. Переоделся и пошел бродить по массовке и среди актеров, изменив внешность, голос и походку. Режиссер чуть милицию не вызвал, пытаясь выставить нищего со съемочной площадки.
Кстати, эмблема Одесской киностудии со знаменитой бригантиной и звуком корабельных склянок появилась впервые именно в этом фильме.
Когда картину закончили снимать, то приемная комиссия ее запретила к показу и собиралась класть фильм на полку. Но режиссера и директора киностудии вызвали в москву и председатель Комитета по кинематографии с рекомендации членов ЦК и лично Микояна распорядился немедленно выпускать картину в прокат.
Народ валом повалил в кинотеатры. Успех был грандиозным. Люди по много раз ходили пересматривать картину. И до сих пор этот фильм смотрится как в первый раз.