В июне 1983 года в болгарской печати появилась заметка о том, что рыболовный сейнер «Алка» зацепил тралом за какое-то подводное препятствие. Спустившиеся на дно моря аквалангисты обнаружили затонувшую подводную лодку. На ее рубке в центре была звезда с серпом и молотом.
Сообщение породило предположение, что речь идет о подводной лодке Щ-211. Но исследования затонувшего корабля не подтвердили эту гипотезу. Водолазы, прибывшие к берегам Варны на борту спасательного судна Краснознаменного Черноморского флота под командованием капитан-лейтенанта В. Ананяна, после двух недель трудных и опасных работ установили, что лодка, лежащая на глубине 32 метров и затянутая илом, есть на самом деле Щука-204.
Этот корабль числился в составе 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота, куда входила и Щ-211. Более того, во время своего последнего похода на позицию к берегам Болгарии она сменяла подводную лодку А. Девятко, несшую там боевую службу.
ЕДУ в Ленинград, в Гатчину, — в Центральный военно-морской архив. Он помещается в старинном здании постройки еще времен Павла. В читальном зале — благоговейная тишина... Старший научный сотрудник архива Алла Андреевна Лучко кладет на стол несколько порыжевших от времени папок:
— Вот посмотрите — это дела штаба и политотдела 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота. Возможно, здесь вы найдете какие-то сведения о Щ-204.
Начинаю листать документы. В большинстве они написаны чернилами и даже карандашом. Редко попадаются тексты, напечатанные на машинке. Это боевые донесения, политинформации, докладные записки, объяснения, рапорты, отчеты о боевых действиях. За скупыми строками ясно ощущаешь огромнейшее напряжение первых месяцев войны.
Первое, что нахожу, — это директиву Военного совета Черноморского флота, подписанную адмиралом Ф. Октябрьским. Она адресована командованию 1-й бригады подводных лодок и определяет задачи и способы действия подводных кораблей. В ней говорится: «Решительными, смелыми, дерзкими действиями, идя на разумный риск, прервать коммуникации противника, уничтожая его корабли и транспорты всеми имеющимися средствами».
Во исполнение этой директивы командование бригады установило четыре боевые позиции для своих лодок у южных берегов Черного моря, от Бургаса до Констанцы. Предполагалось, и предполагалось справедливо, что атака наших подводных лодок от берегов противника по его боевым кораблям и транспортам будет для них неожиданной и принесет желаемые результаты.
Затем нахожу документ, содержащий сведения о классификации лодок, входящих в состав 1-й бригады. Зелеными чернилами подчеркнуты тактические и боевые данные Щ-204. Она вступила в строй кораблей Черноморского военного флота в канун войны. Это была по тем временам большая, хорошо вооруженная подводная лодка. На ее борту было шесть торпедных аппаратов, четыре носовых и два кормовых, два 45-миллиметровых полуавтоматических орудия, тысяча снарядов к ним, три пулемета и 24 тысячи патронов. Лодка имела отличное штурманское оборудование и средства связи. Скорость хода корабля под водой достигала 8 узлов, а в надводном положении — 12 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 75 метров, предельная — 90 метров.
Командовал лодкой капитан-лейтенант Иван Михайлович Гриценко. Примечательна его биография. Терский казак, он в 1925 году добровольно вступает в Красную Армию. Сперва Гриценко служил в кавалерийском полку. В 1933 году у Гриценко круто изменилось течение его воинской службы. Он подает заявление в Военно-транспортную академию, успешно сдает экзамены.
Неожиданно его вызвали в Управление кадров Красной Армии. Предложили пойти на специальные курсы, где готовились специалисты для военно-морского флота. Так Иван Гриценко становится подводником.
В июне 1935 года приказом Реввоенсовета он был зачислен слушателем курсов, а уже 4 декабря 1936 года назначается командиром боевой части четыре, то есть начальником связи подводной лодки Щ-201. На этой лодке Гриценко плавал два года. В 1938 году он опять учится в учебном отряде подводного плавания, а по окончании учебы назначается помощником командира подводной лодки Щ-204 и в марте 1939 года становится ее командиром.
Начальник Центрального военно-морского архива полковник Петр Григорьевич Тарасов приносит личные дела И. Гриценко и военкома лодки 3. Мясковского:
— Познакомьтесь со служебными аттестациями. Они говорят о многом.
Две судьбы, две биографии людей того огненного поколения, которое сформировалось политически и идейно в тридцатые годы и которое вынесло на своих плечах все тяготы первого периода войны. Поколения беззаветных героев, пламенных патриотов.
Вот первая аттестация. Она составлена после окончания командного отделения курсов подводного плавания имени Кирова:
«Старший лейтенант Гриценко, член ВКП(б) с 1931 года, за период учебы проявил хорошие способности. Старательный, много работает над собой. Дисциплинирован. Морские качества имеет. В обстановке ориентируется удовлетворительно. Характер спокойный. Политически развит. Может быть назначен помощником командира подводной лодки при опытном командире».
Вскоре И. Гриценко выдвигают на должность командира подводной лодки Щ-204. И вот новая аттестация:
«Предан партии и социалистической Родине. Авторитетом пользуется. Волевые качества имеет. Энергия и инициатива есть. Требователен к себе и подчиненным. Принятые решения умеет провести в жизнь. Старателен. Тактическая подготовка и специальная как командира подводной лодки удовлетворительна. В обстановке разбирается. Управлением подводной лодки в надводном и подводном положении овладел. Корабль находится в хорошем состоянии. Лодка плавала в штормовых условиях.
Вывод: должности командира подводной лодки соответствует. Необходимо больше работать над повышением своего оперативно-тактического уровня».
Эту аттестацию утвердило командование Военно-Морского Флота. Заключение подписали адмирал Л. Галлер, вице-адмирал Г. Левченко, армейский комиссар второго ранга И. Рогов.
Не знаю, читал ли Иван Михайлович Гриценко эту аттестацию? Знал ли он, что на большое плавание в качестве командира «Щуки» его благословили видные советские флотоводцы? Знаю лишь, что их доверие он оправдал.
Военком лодки — политрук Зуня Меерович Мясковский до службы во флоте работал инструктором Николаевского обкома Коммунистической партии Украины. Окончил он те же курсы подводного плавания, что и Гриценко. Не исключено, что они тогда встречались, знали друг друга, хотя прямых свидетельств тому нет. Опытный политический работник, Мясковский с первого дня пребывания на Щ-204 становится душой партийного коллектива.
В автобиографии, которая хранится в его личном деле, Мясковский весной 1941 года писал: «Вся моя жизнь посвящена моей социалистической Родине, партии Ленина. Быть в рядах этой партии для меня высокая честь. Быть защитником моей Родины мой долг и моя священная обязанность. И если потребуется, если будет надо в боях с врагами отдать свою жизнь за нашу Родину, я, не задумываясь, это сделаю».
Клятву свою коммунист Мясковский сдержал.
К НАЧАЛУ войны подводная лодка Щ-204 находилась в строю первой линии. 25 июня она ушла в свой первый боевой поход к берегам фашистской Болгарии, которая в то время была союзницей гитлеровской Германии. 28 июня лодка прибыла в назначенный район и легла на илистое дно моря. По ночам всплывали, заряжали аккумуляторы, вели наблюдения за морем и небом. Собрали много ценных для командования флотом сведений о движении судов, полетах фашистских самолетов. В этот первый поход командир трижды выходил в атаку на транспорты, но каждый раз отменял команду. Транспорты при ближайшем рассмотрении оказывались турецкими, а Турция, тогда активно помогавшая гитлеровской Германии, считалась страной нейтральной. Советские подводники нейтральные корабли не трогали.
Каждый боевой поход к вражеским берегам — это сложная, смертельно опасная операция. К позициям шли в надводном положении, в условиях господства гитлеровской авиации. То и дело приходилось производить срочные погружения, чтобы уклониться от встречи с самолетами противника. Ночью угрожали мины, ими гитлеровцы блокировали выходы из Севастополя. Но самое страшное поджидало подводников у берегов Болгарии. Здесь враг установил многочисленные минные заграждения. Миновать их — требовалось особое искусство командира и штурмана, мужество и хладнокровие экипажа. Малейший промах грозил лодке гибелью. Каждый поход был предельным испытанием всех духовных и физических сил экипажа. Каждый такой поход был подлинным подвигом.
22 ноября 1941 года Щ-204 вышла из Туапсе. Срок ее возвращения на базу был установлен 11 декабря. Но к этому времени корабль не вернулся. Что случилось с лодкой, на базе не знали, и поэтому весь личный состав ее экипажа был зачислен в список без вести пропавших. Теперь нам известно, что подводная лодка, выполняя задание командования, погибла у берегов Болгарии.
На лодке во время ее последнего похода было 42 человека: 32 русских, 8 украинцев, 1 чуваш и 1 еврей. 18 коммунистов и 18 комсомольцев.
Из списка личного состава, составленного перед выходом в последний поход помощником командира подводной лодки старшим лейтенантом Леонидом Степановичем Светличным, явствует, что на лодке, кроме него, И. Гриценко и 3. Мясковского, находились офицеры: штурман старший лейтенант Борис Алексеевич Курандин, связист лейтенант Александр Максимович Артемев, артиллерист, военный техник второго ранга Терентий Осипович Сизов и Сергей Георгиевич Антипин, военный техник второго ранга.
Боцманом на лодке служил главстаршина Иван Ефимович Кормильцов. Комсомольскую организацию возглавлял Михаил Васильевич Сидельцев, электрик, имевший за свою службу много благодарностей от командования.
В политдонесениях, которые писались по горячим следам событий, отмечается ревностное отношение к службе, к выполнению боевых заданий старшины второй статьи, командира отделения Василия Григорьевича Плахотина. Во время первого похода был принят в члены партии. Находясь в походе, получил несколько благодарностей командира.
Мало надежды поднять Щ-204 на поверхность моря.
Но экипаж лодки теперь перестал числиться в списках пропавших без вести.
Раскрыта еще одна неизвестная страница войны. Страница трагическая и героическая. Страница мужества и отваги.
Вал. ГОЛЬЦЕВ (1983)
☆ ☆ ☆
☆ ☆ ☆
Читайте также: