Пилоты–самоубийцы ― далеко не редкость, как в гражданской, так и в военной авиации. Высокое эмоциональное напряжение, порой накладывающиеся на проблемы личного характера, приводят к тому, что лётчики принимают решение свести счёты с жизнью. Многих из них не останавливает даже присутствие десятков человек на борту самолёта.
Французские Альпы: крушение A320
В конце марта 2015 года самолёт Airbus A320 летел в Дюссельдорф из Барселоны. В нём находилось шестеро членов экипажа и 144 пассажира. Менее чем через час после взлёта A320 самолёт достиг крейсерской высоты в 11 км. Тогда же пилоты вышли на связь в последний раз.
Однако спустя несколько минут лайнер начал стремительно терять высоту: уже спустя 10 минут он снизился до 2,5 км, после чего столкнулся с горой, расположенной во Французских Альпах. Выживших не оказалось.
Содержимое одного из чёрных ящиков (второй был утерян), где фиксировались разговоры экипажа, начали расшифровывать в тот же день. Версий крушения было несколько, но варианты о разгерметизации и каких-либо неисправностях отвергли сразу: самолёт накануне прошёл техническое освидетельствование.
Наиболее вероятной оказалась версия самоубийства второго пилота Андреаса Любитца. Судя по записям из чёрного ящика, 27-летний лётчик, оставшись один, заперся в кабине, намереваясь просто «уронить» самолёт. Первый же пилот тогда отлучился в туалет. Далее крыло самолёта задело гору, и самолёт разбился вместе со всеми, кто был на борту.
Почему Любитц решил убить себя и всех остальных, отчасти стало ясно в процессе расследования. У него дома нашли некоторые документы. Оказалось, что у лётчика снижалось зрение, что могло стать поводом для отстранения от управления самолётом. К тому же, незадолго до катастрофы Любитц прошёл лечение у психотерапевта. Ситуацию также усугубило недавнее расставание с любимой девушкой. Кроме всего прочего, была найдена и записка, написанная лётчиком за два дня до самоубийства: «В воскресенье решу», а рядом ― номер рейса, идущего из Барселоны.
Bombardier CRJ200: самоубийство в самолёте
В 2012 году 40-летний лётчик Брайан Хедглин находился под следствием. Хегдлина тогда подозревали в убийстве его бывшей 39-летней подруги Кристины Корнехо. Женщину нашли мёртвой в его квартире с множеством ножевых ранений. События происходили в Америке, в штате Юта.
Пилот, через забор проникнув на взлётное поле, пытался угнать из аэропорта Сент-Джордж самолёт Bombardier CRJ200. Он вывел авиалайнер на взлетную полосу и предпринял попытку взлёта. Но оторваться от земли самолёту было не суждено: внезапно отказали тормоза и шасси, потому CRJ200 лишь проехал по полосе, сломал забор из колючей проволоки, нанёс повреждения зданию терминала, раздавил пять или шесть легковых машин и остановился. Расследование подтвердило, что, не сумев подняться в воздух, пилот вышел из кабины в салон и просто застрелился.
Человеческих жертв удалось избежать: ни на взлётной полосе, ни в самом лайнере людей не оказалось. Самолёт получил мелкие повреждения в виде вмятин, царапин и «беспорядка» в салоне.
Boeing 737: катастрофа около Палембанга
Катастрофа произошла в середине декабря 1997 года. Тогда Boeing 737-36N, который принадлежал авиакомпании SilkAir, направлялся из Тангеранга в Сингапур.
Лайнер был отправлен из аэропорта в Джакарте 19 декабря около 15:30 дня. Спустя полчаса он набрал высоту 10,65 км: примерно в это же время кем-то из членов экипажа был отключен бортовой самописец. Далее Boeing 737 перешёл на вертикальное пикирование и на высокой скорости упал в реку Муси, расположенную вблизи Палембанга. Все, кто был на борту, а это семь членов экипажа и 97 пассажиров, погибли. От сильного удара самолёт буквально разбился в дребезги. В числе известных пассажиров в самолёте летела популярная писательница и топ-модель из Сингапура Бонни Хикс.
Расследование катастрофы производили США и Индонезия. Основной причиной крушения названо самоубийство пилота: технических неполадок у лайнера быть не могло. Следствие выяснило, что пилот Цу Вай Мин имел множество долгов и не мог выбраться из финансовой ямы. Было известно, что ранее он взял ипотеку, которую не смог закрыть. Буквально перед последним рейсом Вай Мин потерял на биржевых ставках солидную сумму денег. Чтобы его семья не разорилась, если лётчик погибнет или станет инвалидом, он решил застраховать свою жизнь. Страховку родные Вай Мина вскоре получили.
Катастрофа около Ляхово: самолёт Ан-26
Данная авиакатастрофа произошла в июле 1994 года с российским самолётом Ан-26. Угнал его с авиабазы Кубинка военный инженер-борттехник Алексей Топал, который планировал совершить самоубийство. Предварительно он оставил три предсмертных записки.
13 июля, в послеобеденное время, Алексей Топал, занимавший должность старшего борттехника-инструктора, угнал транспортный самолёт Антонов Ан-26. Естественно, пропажа была замечена, но на запросы из пункта управления лётчик не отвечал. Спустя час в воздух экстренно подняли дежуривший в тот день истребитель Су-27, который должен был принудить угонщика к посадке, фактически «прижав» его к земле. Тогда Топал вышел на связь с КПД и сообщил, что планирует покончить с собой по причине измены жены, отсутствия собственного жилья и низкой заработной платы. Сколько не уговаривали его одуматься и посадить самолёт, лётчик не соглашался.
В воздухе, на переменной высоте 100―600 метров, самолёт успел пробыть чуть больше четырёх часов. К девяти вечера топливо в нём закончилось: пилот не придумал ничего лучше, чем вести самолёт в никуда, пока тот просто не упадёт. В итоге Ан-26 упал носом в землю в Московской области, в пяти км от села Ляхово. Примечательно, что местные дачники с любопытством глазели на произошедшее крушение: они думали, что так проводятся плановые учения.
Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: