Найти в Дзене
Александр Долгих

«Чудо на Неве» — подвиг советских летчиков, который долго скрывали

Оглавление

Многие смотрели голливудский блокбастер "Чудо на Гудзоне", в котором на Гудзон в результате аварии приводнился Airbus A320. Фильм основан на реальных событиях, но мало кто знает, что за 46 лет до этого в СССР почти в точно такой же ситуации оказался новейший 40-тонный авиалайнер Ту-124. Самолёт с отказавшими двигателями и пассажирами на борту благополучно приводнился на Неве без единого погибшего.

Правда, вместо того, чтобы присвоить пилотам звания героев, их обвинили во всем, чем только можно, а саму историю всячески скрывали.

Что произошло в небе над Ленинградом

На календаре 21 августа 1963 года, утро. Ту-124 вылетел из эстонской столицы. Лайнером управляли командир Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев. В этот день самолет выполнял рейс Талин — Москва. Сразу после взлёта обнаружилось, что переднее шасси заклинило в промежуточном положении. Садиться на полосу было нельзя, иначе бы стойка шасси подломилась, корпус разрушился, а искры от бетона и фюзеляжа наверняка закончились бы взрывом и пожаром, так как самолёт был с полными баками топлива.

В такой ситуации приземляться можно было только на вспаханное поле. Но в таллинском аэропорту Юлемисте такого не оказалось. Более того, сразу после взлёта таллинский аэропорт накрыл густой туман.

Поэтому диспетчеры направили борт на аэродром «Шоссейная» (будущий аэродром Пулково), где всё было готово для экстренной посадки. Во время полёта бортмеханик пытался «поправить» заклинившее шасси, даже пробив для этого днище фюзеляжа, но ничего не вышло. По примерным расчетам топлива оставалось еще на час-полтора: чтобы уменьшить вероятность взрыва, его нужно было выработать. После восьми кругов над городом, датчики показывали, что топлива ещё достаточно, чтобы долететь до аэропорта.

Но внезапно заглох левый двигатель, и экипажу разрешили лететь прямо над городом для сокращения расстояния (обычно это категорически запрещено). Когда лайнер летел над Смольным отказал и правый двигатель. Практически одновременно с остановкой двигателей, стрелка, указывающая уровень топлива в баках, сползла до нуля. Как оказалось позже, это случилось из-за неточности работы топливомера. Зная эту особенность, Ту-124 обычно заправляли с запасом, но... не в этот раз.

Это означало, что долететь до «Шоссейной» шансов нет, а внизу, под крылом самолета ― огромный и густонаселенный Ленинград. Если самолет упадет, жертвы будут исчисляться сотнями!

Воздушное судно с выключенными двигателями пролетело над городом. Вблизи показалась Нева, и летчики ― В. Мостовой и В. Чеченев ― решили приводнять самолёт. У второго пилота Василия Чеченова уже был практический опыт приводнения самолётов. Правда, военных, а не пассажирских.

К счастью, на реке почти не было волн и кораблей. Авиалайнер приводнился на брюхо, проскользил несколько десятков метров по воде, после чего остановился, едва не достигнув Финляндского железнодорожного моста. С момента, когда остановились двигатели, прошло не более 14-ти секунд.

-2

На помощь экипажу и пассажирам поспешил небольшой буксир «Буревестник», перевозивший по Неве лесоматериалы. Он отбуксировал самолет к берегу. И тут повезло ещё раз: на берегу рядом с заводом "Северный пресс" стояли деревянные плоты и крыло лайнера попало прямо на них, после чего экипаж, бортпроводники и все пассажиры сошли на берег. Подоспевшие медики зафиксировали, что никто не пострадал. В тот же день пассажиры продолжили путь на другом самолете.

Как скрывали аварию

Жители города, увидев низко летящий авиалайнер, сперва подумали, что снимается художественный фильм. Воздушное судно постепенно теряло высоту: над Литейным мостом оно прошло на высоте 90 метров, над Большеохотинским ― всего на 30. Рабочие, возводившие мост Александра Невского, когда самолет пролетел на высоте не более 10 метров над ними, испугавшись, бросились в воду. Всё произошедшее за 14 секунд падения авиасудна позднее установила следственная комиссия: пилоты действовали строго по инструкции.

На мосту собрались толпы зевак, которые стали фотографировать происходящее. Тут же появились и милиционеры, которые, не объясняя ничего, подходили к фотографирующим и просто засвечивали пленку с кадрами упавшего самолета.

Фото Юрия Туйска, который оказался на месте трагедии через 15 минут.
Фото Юрия Туйска, который оказался на месте трагедии через 15 минут.

Единственный фотограф, которого не заметили, так как он стоял далеко, Юрий Туйск, смог сохранить несколько кадров с места аварии. В 1996 году именно его снимки облетели буквально весь мир: обнародовать их в советское время было недопустимо. Попытки публикации информации в газетах, хотя бы со слов очевидцев аварии, потерпели неудачу.

«У нас самолеты не падают!»

Сегодня мы считали бы пилотов героями, спасшими не только пассажиров лайнера, но и тысячи человек, которые могли бы пострадать, если бы самолёт рухнул в центре Ленинграда. Однако советское руководство подвиг Мостового и Чеченева не оценило и не посчитало пилотов ТУ-124 героями, а обвинили в разгильдяйстве и халатности. Мостовому объявили строгий выговор и уволили из авиации.

Эта уникальная фотография была впервые опубликована спустя 30 лет после происшествия. Фото: Юрия Туйска
Эта уникальная фотография была впервые опубликована спустя 30 лет после происшествия. Фото: Юрия Туйска

Официальная позиция была одна - советские самолеты, производства конструкторского бюро «Туполев» падать, ломаться, аварийно садиться права не имели.

В других странах, пилоты, подобным образом посадившие самолет на воду и обошедшиеся без жертв, сразу становились национальными героями. Но в Советском Союзе летчики не получили орденов и государственных наград даже после коллективного благодарственного письма от пассажиров.

В мире известен 21 случай аварийной посадки самолета на воду, из них успешных, то есть завершившихся без человеческих жертв, всего 10.
-5

Известно, что на данном рейсе в тот день летел будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Он и многие другие пассажиры подписали петицию в защиту экипажа авиалайнера, но суда над пилотами удалось избежать.

Сменить гнев на милость помогли журналисты газеты "Известия", которые представили пилотом героями, а не разгильдяями. После этого статью перепечатали многие другие советские и зарубежные газеты. Властям ничего не оставалось, как изменить своё решение. Мостового вернули в авиацию, а Чеченова через некоторое время назначили командиром воздушного судна. Позже Мостовова и штурмана Царёва по распоряжению Аэрофлота наградили двухкомнатными квартирами.

Виктор Мостовой дает интервью. Фото РГАКФД
Виктор Мостовой дает интервью. Фото РГАКФД

Спустя время выяснилось, что производственные дефекты имеются как минимум в трех лайнерах серии ТУ-124. Все самолеты серии было решено обследовать, возможные технические недочеты ― найти и устранить. Конструкторы решились на это лишь после аварийного приводнения на Неву.

-7

После аварии уже к вечеру самолёт ушел на дно, а утром его подняли понтонами. Кресла распродали, кабину пилотом превратили в тренажёр, а оставшийся фюзеляж ещё долго так и лежал на берегу Шкиперского протока, пока предприимчивые люди не сдали его в металлолом.

-8

Как думаете, как бы отреагировали власти на подобное происшествие сейчас: объявили пилотов героями или так же, как в СССР, начали проводить расследование и сделали бы пилотов козлами отпущения? Если есть, что добавить, добро пожаловать в комментарии. Не забываем про мой Телеграм — рекомендую подписаться на случай, если с Дзеном и Ютубом что-то неожиданно случится, и вот ещё несколько историй о героях, которые, как мне кажется, надо рассказывать и популяризировать: