Найти в Дзене
Ольга Брюс

Одни долги, пора переезжать (5)

- Какие долги? Я для вас закуску приносил, так что я вам ничего не должен! – отец заговорил на повышенных тонах. - Слушай, - гость загремел стулом, - ты это брось. Мы тебя в свой коллектив приняли, а ты вот так, значит? Глава 1 Глава 5 Ира сникла. Продать яйца некому. Соседка Венера Арнольдовна умерла два года назад, теперь в ее квартире живут приезжие. Внуки, получив жилплощадь в наследство, сдают ее кому попало. Два года назад цыгане в ней жили. Первый месяц платили, а потом устроили общежитие и съехали. Видимо, получили оплату, да и сбежали. Внуки, приехав проверять квартиросъемщиков, ахнули. Здесь обосновалось пять семей. Спят друг на друге, курят. Не понять, что это за люди и какой национальности. Вызвали милицию, но цыган так и не нашли, а неизвестных выселили со скандалом. После обмана квартира месяц стояла пустой, а потом ее вновь сдали. На этот раз молодой паре. Тишину пара соблюдала ровно неделю, а затем устроила пьянку с плясками и затопила соседей снизу. Опять милиция

- Какие долги? Я для вас закуску приносил, так что я вам ничего не должен! – отец заговорил на повышенных тонах.
- Слушай, - гость загремел стулом, - ты это брось. Мы тебя в свой коллектив приняли, а ты вот так, значит?

Глава 1

Глава 5

Ира сникла. Продать яйца некому. Соседка Венера Арнольдовна умерла два года назад, теперь в ее квартире живут приезжие. Внуки, получив жилплощадь в наследство, сдают ее кому попало. Два года назад цыгане в ней жили. Первый месяц платили, а потом устроили общежитие и съехали. Видимо, получили оплату, да и сбежали. Внуки, приехав проверять квартиросъемщиков, ахнули. Здесь обосновалось пять семей. Спят друг на друге, курят. Не понять, что это за люди и какой национальности. Вызвали милицию, но цыган так и не нашли, а неизвестных выселили со скандалом. После обмана квартира месяц стояла пустой, а потом ее вновь сдали.

На этот раз молодой паре. Тишину пара соблюдала ровно неделю, а затем устроила пьянку с плясками и затопила соседей снизу. Опять милиция, разборки. Как парочка расплатилась – неизвестно, но внуки ходили довольные. А сейчас там живет одинокая женщина тридцати восьми лет. Ведет себя тихо, не шумит и не выпивает. Правда, красится вызывающе. Синие тени, ярко-красная помада, на голове высокий начес, а одевается в длинную юбку или широкие брюки. Модная, в общем. Работает челночником. Продает одежду и обувь. Ни разу не заговаривала с Ирой, поздоровается на лестничной площадке и даже не улыбается.

Но сегодня вечером, она впервые позвонила в квартиру соседей.

- Здравствуйте, - опешила Ирина.

Валя держала полупустой баул в руках и мило улыбалась.

- Послушайте, я всего на минуточку. У меня остатки есть, так я подумала, у Вас же мальчишки, да? А у меня мужская обувь. Продам за полцены…

Она говорила и говорила, а Ира пропускала мимо ушей важные слова и стояла, как столб. Замершая.

- Вы меня слышите? Могу я войти? – Валя всматривалась в застывшее лицо соседки и не понимала ее реакцию.

- А? Да, - очнулась Ира и отошла в сторону.

Валентина внесла сумку, приподняла одну ногу, показав, что она в домашних тапочках, и прошла в кухню. Села на стул, огляделась. М-да, а обстановочка-то так себе. Обои скоро на полу лежать будут, плитка местами откололась, мебель просится на помойку, а пол… боже и как можно так жить?

- Может, чаю? – смущаясь спросила Ира.

- Нет, не хочу. Значит, так. Зовите ребят, будем мерить.

Ирина позвала Илью и Сашу. Мальчишки выстроились вдоль стены и с любопытством опустили глаза на баул. Женщина достала две пары иностранных кроссовок, и Илья обрадовался.

- Это самые крутые кроссовки! Такие в нашем классе половина ребят носит!

Ира хмурилась, понимая, Валя сейчас достанет все, что есть в сумке, и ребята будут клянчить купить всю обувь.

- Вас же Ириной зовут, так? – Валя подсовывала мальчикам ботинки, кроссовки и шлепанцы, а те хватали и прижимали к груди. – Отдаю за половину цены. Могу еще и скидку сделать. Мне новый товар привезут, а эти уже никто не берет. Ну как, нравится?

- О-очень, - в один голос ответили мальчишки.

- К сожалению, мне нечем расплатиться, - с тоской ответила хозяйка, ожидая бурной реакции сыновей.

- Так нечестно! – Илья взорвался.

Бросив в сумку ботинки, он накричал на мать и убежал в комнату.

- Ты никогда ничего не покупаешь! У всех есть, а у меня нету!

Ира стояла перед сыном, виновато опустив голову. Слезы накатились, стыдно и противно за свою беспомощность. Но Валя не стала огорчать соседей. Она предложила расплатиться потом, чуть позже.

- Когда сможете, тогда и отдадите. Мне не к спеху. Деньги на товар есть. За место на рынке заплачено. Так что, не волнуйтесь, берите и носите с удовольствием.

- Спасибо! – Саша ухватился за длинные ручки баула и поволок в комнату, радовать брата.

- Только сумку верните! – Валя встала со стула. – Не волнуйтесь так, я и сама когда-то без денег сидела. А теперь могу даже квартиру купить.

- Квартиру? – удивилась Ира.

- Ну да. В наше время работать челночником – самое то. Всегда при деньгах, с товаром и покупателей хватает. А Вы, кем работаете?

- Тоже торгую, - смутилась Ира, понимая, торговля торговле – рознь.

- А чем?

- Яйцами…

- У-у, на яйцах далеко не уедешь. Ну ладно, пойду, а сумку потом вернете. Ко мне сейчас женщины приедут. Любительницы разного мыла и шампуней.

- Вы и мыло продаете?

- Ага. У меня его полно. Хотите? Пойдемте, покажу.

Ира не ожидала такого количества разнообразного мыла. Она, конечно, смотрит по телевизору рекламу, но, чтобы в одном месте было столько… Глаза разбегаются. А запах! Господи, что за запах! Так бы и обложилась мыльными принадлежностями и лежала. Голова закружилась от шикарного разнообразия. Разноцветные, душистые брусочки свели Ирину с ума.

Вернувшись домой с подарком, она твердо решила попробовать себе в роли челночника. Первую партию ей помогла достать Валя, а до второй дело не дошло. Матвей выкрал несколько пар обуви и пропил, а позже признался в дурном поступке, по пьянке. Надо бы выгнать мужа-тунеядца, но Ирина опять смалодушничала. У них растут мальчики, а им нужен отец, отцовское слово, воспитание. Ну и пусть пьет да на диване лежит. Зато семья полная.

***

«Чем дальше в лес, тем больше дров» – гласит народная мудрость, которая намертво приклеилась к Матвею. Чем больше пил, тем чаще попадал в вытрезвитель. Он уже не желал выпивать дома, его душа требовала веселую компанию, чтобы было с кем обсудить навязанные внешними обстоятельствами перемены в стране, поспорить насчет работы, цен и какое будущее нагрянет в ближайшие десять лет. Каждая попойка сопровождалась дракой. Уличной дракой. Очнувшись в вытрезвителе, Матвей поначалу не понимал, где он находится, а потом, сообразив, куда его упекли, сидел смирно, как пришибленный, и клялся себе, что больше такого не повторится.

Саша, вернувшись домой из школы, услышал посторонние голоса в кухне. Он снял ботинки и куртку, на цыпочках проскочил в свою комнату и закрыл дверь. Мальчик не должен был так рано появляться дома. После уроков он оставался на продленке, но сегодня, благодаря Илье, который помог сбежать от учителя, он прибежал домой по зову сердца. Саша не хотел идти в школу, чувствовал себя неважно, нервничал. Его клонило в сон и не было сил заниматься.

Закрывшись в комнате, Саша разложил учебники на столе и взглянул на часы, висевшие над кроватью. Почти половина второго. Мама будет дома часов в семь, старшие братья – около пяти. Андрей посещает секцию по футболу, а Илья играет в настольный теннис.

Отец, как всегда, пьет. И не один. Матвей всегда старался уйти к собутыльникам, но почему он привел их в квартиру? Саша листал учебник литературы и прислушивался к пьяным спорам.

- Вчера Витька принес водку заграничную. Мы пили-пили, а в башку не дает. Во как, иностранцы пить не умеют, водку водой разбавляют, - хрипел незнакомый мужчина.

- Врет твой Витька, - а это опьяневший голос папы. – Нашел бутылку на помойке, налил нашу зубровку и воду из-под крана добавил, а вы и поверили.

- Ни черта подобного. Я сам этикетку видел, пробовал. С нашей водкой не сравнить, - последовал удар по столу.

- Ду рак ты, Сенька, Витек – врун отменный. Помнишь, как он нас сигаретами угощал? Пачка от Мальборо, а сигареты – Ява.

- Не помню. И вообще, ты чего это на моего друга гонишь? Ты что-то, Матвей, в последнее время совсем берега попутал. Жрешь за наш счет. Когда на бутылку скидываемся, ты не складываешься. Обещаешь, а долги-то копятся.

- Какие долги? Я для вас закуску приносил, так что я вам ничего не должен! – отец заговорил на повышенных тонах.

- Слушай, - гость загремел стулом, - ты это брось. Мы тебя в свой коллектив приняли, а ты вот так, значит?

- Кого вы приняли? Меня? Да я сам, кого хошь, приму! Алкашня подзаборная!

Послышался звон стекла. Саша втянул голову в плечи, чувствуя, сейчас что-то будет.

- Ты на кого бочку катишь?!

Саша зажмурился. Его тело задрожало, как осиновый листик. Сгорбившись, он начал ждать, когда в кухне начнется драка.

- Да я тебя! – загремели ящики стола.

Отец что-то крикнул и тут же замолчал.

- Я тебе кровь пущу за твой гнилой базар, - шипел гость, покрывая папу матом.

Мальчишка понял, отцу не жить. Он выскочил из комнаты, открыл входную дверь нараспашку, затем вбежал в кухню и заорал во все горло:

- Милиция! Милиция приехала!

Тучный дядька вылупился красными глазами на мальчонку, выронил нож, отпустил шею отца и выскочил на лестничную площадку. Прижавшись плечом к косяку, Саша заплакал. Его отец сидел за столом, опустив голову, и щелкал пальцами. Видно, сам перетрусил, когда собутыльник напал с ножом.

- Сволочь ты, Сенька, - прошептал он и медленно повернулся. – Чего встал? Иди, уроки учи.

Саша вытер проступившие от страха слезы, втянул прокуренный воздух ноздрями, закрыл входную дверь и скрылся в своей комнате. Его еще долго трясло от мысли, что отца могли убить. Страшно, когда взрослые пьют и дерутся. Устраивают скандалы и даже не замечают, что рядом находятся дети, которым тяжело переживать происходящее. Саша не смог рассказать маме и братьям о том, что видел. Не смог не потому, что отец приказал молчать. Мальчик боялся, что начнет выкладывать правду и тут же разревется, как девчонка. Да и мама расстроится, а ей и так очень тяжело.

***

Закончив мыть вагоны, Ирина переоделась из рабочей одежды в чистое и поехала домой. Устала, как собака, но другой работы просто нет. Да и сюда взяли временно, пока одна из женщин на больничном. Ира ехала в маршрутке и думала о том, что приготовить на ужин. Опять рис? На него уже смотреть тошно, но слава богу хоть рис есть, который ей принесла соседка. Мясо теперь только по праздникам, если удастся купить. Приходится наслаждается рисом, пшеном и манкой. Картошку тоже каждый день покупать накладно.

- Надо перебираться в деревню, - подумала Ира, наслушавшись коллег, у которых родители живут за городом. – Там все ж получше.

Но как поведет себя Матвей, когда она предложит ему переехать? Квартиру нужно продать, а получится ли? Сейчас такое время, что люди зарплату редко получают, не то, чтобы квартиры покупать. Рассказав о своих планах соседке Вале, Ирина была удивлена, что та поддержала ее идею.

- Я куплю. Только рассчитаться могу в течение трех месяцев.

- Я хочу дом в деревне приобрести…

- Тогда у меня встречное предложение. Я отдаю тебе дом, он мне от бабки достался, а ты переписываешь на меня квартиру.

- У тебя есть дом?

- Говорю же, от бабки достался. Я там жить не собираюсь. Меня в деревню поганой метлой не загонишь. А в городе больше возможностей. – Валя так сладко говорила, что Ира обрадовалась.

Ей и в голову не пришло, что нужно попросить доплату за квартиру. Все-таки, квартира стоит дороже деревенского домика. Поговорив с мужем, Ира смогла убедить сменить место жительства. В деревне спокойнее и сытнее. Сыновья тоже были согласны, но не все. Андрей не захотел бросать друзей из-за какой-то избушки, в которой, как выяснилось, нет отопления, кроме печки. Еще и туалет на улице.

Все успели заказать книгу по предзаказу со скидкой? Торопитесь, друзья, осталось всего 3 дня. Сборник "Счастье на ладони. Душевные истории о самом важном" подарит вам радость и хорошее настроение. Там столько веселых историй, что смеяться будете до упаду. Это я вам обещаю 💕 В книге собраны удивительные рассказы о том, что касается каждого из нас, – любви, доброте и чуде. Городские зарисовки…
Ольга Брюс
18 сентября 2023

В июне семья перебралась в деревню Мокрое. Только Андрей остался в городе. Он закончил школу и подал документы в техникум, а жить переехал к другу. Ему обещали место в общежитие, также он собирался подрабатывать. Правда, Ира не понимала, как можно учиться на очном отделении и работать одновременно. Ее утешало только то, что Андрей уже взрослый и сможет сам устроить свою жизнь.

Глава 6

Спасибо за ваши лайки, репосты и комментарии.

Подписывайтесь на канал "Ольга Брюс"