25 сентября 2023 года/
В старину участок нынешнего Садового кольца между Смоленской-Сенной площадью и Новинским бульваром занимал толкучий рынок - с XVII века возле Смоленских ворот Земляного вала образовались торговые ряды, позднее горожане продавали здесь с рук ставшие ненужными вещи - одежду, посуду, книги. При советской власти Смоленский рынок был закрыт, проезжая часть бульвара расширена, дореволюционная брусчатка заменена асфальтом, открылись два вестибюля станции метро «Смоленская» (ни один не сохранился), а на месте снесённых купеческих домов началось строительство жилого дома, предназначавшегося для семей сотрудников НКВД. Дом спроектирован знаменитым архитектором Иваном Жолтовским, подъезды художественно оформлены Василием Миняевым и Галиной Михайловской, в здание встроен вестибюль станции метро, на первом этаже размещается библиотека.
Далеко не всем читателям по нраву формат лонгрида (большого репортажа), но в случае с Домом работников НКВД большой объём фотографий представляется оправданным: как не показать во всех деталях замысел академика Жолтовского, всю роспись «Руслан и Людмила» и фриз «Счастливое детство», советские интерьеры библиотеки, станцию метро «Смоленская», а также первый в столице подземный пешеходный переход?
Пара слов об истории местности. На планах Москвы разных лет её название не раз менялось: улица Смоленский земляной вал (1852), площадь Смоленского рынка (1903), Смоленская площадь (1915), Смоленская торговая площадь (1925), Рыночная площадь (1929), сейчас это - Смоленская площадь.
Смотрите старые фотографии. Торговый павильон Смоленского рынка. 1905 год:
В 1875 году посреди бульвара по распоряжению Городской думы построили двухэтажное здание для торговли мясом, овощами и другими съестными припасами.
Толкучка на Смоленском рынке. 1925 год:
Как видно, многолюдье продавцов и покупателей заполонило всю Рыночную (Смоленскую) площадь, оставив лишь немного проезжей части вдоль трамвайных путей.
Смоленская площадь. 1955 год:
Архитектор представил чертежи дома с башней в 1939 году, но начавшаяся война притормозила реализацию проекта, здание было введено в эксплуатацию в 1951 году. Жолтовский считается последователем идей итальянского мастера Андреа Палладио, однако в этом проекте он отказался от симметрии, характерной для палладианства, при этом в изобилии использовал элементы декора, присущие архитектуре эпохи Возрождения, а башня напоминает колокольню Сан-Марко в Венеции. Фасады богато украшены лепниной, балконы и карнизы покрыты орнаментами.
Архитектурное сообщество неоднозначно реагировало на затейливое творчество мэтра и в печати появлялась критические публикации про «упорное противодействие приверженцев космополитической школки Жолтовского реалистической линии в советской архитектуре, стремление навязать нашему зодчеству чуждые зарубежные каноны и образцы». Более объективную рецензию, касающуюся непосредственно проекта дома на Смоленской, можно прочитать в журнале «Строительство Москвы» 1940 № 23-24: «В доме И.В.Жолтовского проявлена высокая культура, сказавшаяся как в общей архитектурной композиции, так и в вопросах планировки квартир, технического оборудования дома, устройства помещений общественного пользования. Значительно расширена номенклатура помещений: здесь не только магазины, но и вестибюль метро, гараж индивидуальных машин, детский сад, библиотека-читальня, кафетерий. В проектах Жолтовского хорошо разработаны вестибюли входов в дом. В работах академика И.В.Жолтовского чувствуется влияние практики жилищного строительства США - новых для нас принципов апартментхауза». В последнем предложении автор - архитектор Ю.Шасс - имел в виду, в частности, отказ от гостиничных коридоров в пользу площадки-холла возле лифта, вокруг которой сгруппированы квартиры. Однако в доме на Смоленской коридоры как раз длинные.
Про Жолтовского и дом на Смоленской площади гуляет немало легенд: например, история с башней, которая не вписывалась в смету и архитектор вложил собственные средства в её строительство. Также говорят, что в башне размещались его мастерская и квартира, хотя известно, что Жолтовский весь советский период проживал в Вознесенском переулке.
Среди новосёлов, имевших отношение к правоохранительным органам, оказались известные спортсмены, выступавшие за ведомственное «милицейское» общество «Динамо», - первая советская чемпионка мира в конькобежном спорте Мария Исакова, бегун Александр Пугачёвский, Всеволод Блинков и Василий Трофимов, которые летом успешно играли в футбол, а зимой - в хоккей с мячом и хоккей с шайбой. В современном профессиональном футболе подобное совмещение физически невозможно, а на рубеже 1940-1950-х годов некоторые спортсмены умудрялись становиться чемпионами СССР в трёх разных видах спорта.
Во дворе обустроен въезд в подземный гараж для личных автомобилей жильцов. Возможно, это первый в советской архитектуре подземный гараж в жилом доме.
Вестибюли подъездов украшены живописью и лепниной: художник Василий Миняев в кессонах на потолке изобразил персонажей пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», а Галина Михайловская оформила колонны и дверные проёмы росписью в стиле гризайль и лепниной с советской символикой. Ниши для радиаторов отопления обрамлены гирляндами из фруктов на плечах младенцев-путти.
На фотографиях зафиксированы рабочие моменты в ходе капитального ремонта в 2022 году, когда в доме были обновлены фасады, интерьеры подъездов, инженерные коммуникации. Сейчас в подъездах чисто и красиво.
Первый этаж отводился под библиотеку с отдельными входами в залы абонемента и в читальный зал, детскую поликлинику № 1 Киевского района, почту. Общественные учреждения также были богато оформлены художниками.
Библиотека № 3 имени Н.А.Добролюбова считается старейшей публичной библиотекой Москвы, она была основана в 1848 году коммерсантом Михаилом Вивьеном и располагалась тогда на углу Моховой улицы и Воздвиженки. При советской власти ей присвоили имя Николая Добролюбова, революционного демократа, литературного критика и публициста, а в год столетнего юбилея библиотеке были предоставлены просторные помещения в строящемся жилом доме НКВД-МГБ на Смоленской площади.
Библиотека по праву гордится своим фондом редких изданий, состоящим 1600 книг, из которых 186 с экслибрисами Вивьен-Дерягиных, а также книгами из личных собраний литераторов и книгами с дарственными надписями. В стенах библиотеки регулярно проходят презентации литературных новинок с участием авторов, в рамках краеведческой деятельности был реализован проект «Арбат – столица столиц» с циклом авторских встреч с московскими писателями и экскурсоводами, знатоками московской старины.
После ремонта читальный зал передан под экспозицию геральдического отдела Музея Москвы и здесь уже прошла первая выставка «Символы Москвы: история и современность», посвящённая истории становления и развития символики Москвы с древности до наших дней.
Живописный фриз «Счастливое детство» украсил регистратуру Детской поликлиники № 1 Киевского района. Сейчас здесь регистратура другого здравоохранительного учреждения, планировка помещения сохранена, фриз и роспись кессонов на месте, не хватает лишь большой люстры со звездой.
Новая детская поликлиника. 1951-1952 гг.:
Станция «Смоленская площадь» («Смоленская») поначалу была конечной на вилочном ответвлении первой очереди Московского метрополитена. Сама идея вилочного движения оказалась не слишком удачной, потому что поезда на ответвлениях вынуждены следовать с увеличенными интервалами (наши современники могут это заметить на участках нынешней Филёвской линии «Киевская»-«Кунцевская» и «Киевская»-«Деловой центр»). Однако в то время на этот нюанс не обратили внимания и линия вскоре продолжилась по метромосту до «Киевской».
Вилочное движение осуществлялось до 1938 года, пока к участку первой очереди не подключили новый перегон «Площадь Революции»—«Курская». А в 1953 году был введён в эксплуатацию участок Арбатско-Покровской линии глубокого залегания, фактически продублировавший трассу 1935 года, которая при таком развитии событий стала невостребованной и была закрыта. В её тоннелях отстаивались резервные поезда, а станции приспособили для хозяйственных нужд метрополитена. Говорят, был период, когда станционный зал использовался как выставочный.
Схемы метро из коллекции Музея Московского метрополитена
Движение поездов с пассажирами возобновилось в 1958 году уже в составе новой Арбатско-Филёвской линии: метро в Кунцево в целях экономии средств решили проложить по поверхности и тут вспомнили про неиспользуемый участок мелкого залегания. Получается, что станция «Смоленская» в разные периоды была задействована на трёх линиях столичной подземки - красной, синей и голубой.
Станция метро «Смоленская», западный вестибюль. 1935 год:
Западный вестибюль находился возле нынешнего пешеходного перехода, который в то время входил в станционную структуру.
Станция метро «Смоленская», восточный вестибюль. 1935 год:
Смоленская площадь. 1935 год:
Ранние вестибюли не сохранились. Восточный павильон, непредусмотрительно установленный прямо посередине магистрали, быстро стал жертвой расширения Садового кольца, а Западный снесён в конце пятидесятых годов. Старые выходы из метро были замурованы, но отдельные фрагменты станционных коридоров стали использоваться по другому назначению: в 1959 году под Садовым кольцом открылся первый в Москве подземный переход, а примыкающий к нему коридор был скрыт за железной дверью и приспособлен под тир для милиционеров.
Над проектом станции работал коллектив архитекторов в составе: С.Андриевский, Т.Макарычев, Н. Колли, В.Поликарпова, А.Марова. Как и на других станциях первой очереди, на «Смоленской» не было предусмотрено богатое декоративное оформление, колонны отделаны серым мрамором, пол замощён розовым гранитом, путевые стены облицованы метлахской плиткой. Станционный зал кажется тесным из-за широких лестниц, размещённых посередине платформы, впрочем, пассажиропоток невелик и составляет около 15 000 пассажиров в сутки, это в три раза меньше, чем на соседней «Смоленской» Арбатско-Покровской линии.
Закрытый выход
На станции можно заметить некоторые исторические артефакты - буквы с названием станции, сохранившиеся с 1935 года, указатель остановки шестивагонного состава старого образца, асфальт вдоль края платформы, в который замурована плитка.
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Фотографии: Евгений Чесноков
#городнапамять #москва #история #архитектура #сталинка #жолтовский #метросмоленская #библиотека