Найти тему
Аутизм и школа

Сила Ярославны, или игра для преодоления аутичности в речи.

Оглавление

Сила Ярославны - это повод похвастаться своими достижениями за неделю.

Правила:
1. Пишем.
2. Не обесцениваем.
3. Советы тактично.
4. Если можем, поддерживаем.

Моя сила.

Как оказалось в прошлый понедельник, что моя сила - это умение на пустом месте создать интригу)

Я же чего написала там про игру, это мне писать было нечего)))) Если бы я рассказывала про все как бы "игры", которые придумываю, то мой канал бы превратился в нечто между "сделай сам", "дефектологией", "логопедией" с "аутизм излечим".

Мне казалось всем это очевидно)))

И поэтому реакция, которую я невольно вызвала упоминанием "игры", меня немножечко испугала.

Ибо... игра... уникальна только тем, что она дала результат внезапный. И я бы её даже не упоминала в общем течении.

Но раз сказала А, говорю и Б.

---

Я не в курсе, все ли знают, что есть такое явление, как аутичная речь?

Это когда у человека есть речь. Он может даже чисто говорить. Он может строить все предложения грамматически верно.

Но...

Но он не говорит.

Да, когда что-то надо, он скажет. Когда ему надо что-то рассказать, он расскажет.

Но не по своей инициативе он не говорит...

Как это выглядит?

Задаёшь вопрос такому товарищу, а он молчит. Или говорит шаблон, которому его научили: - Я занят, не говори со мной, пожалуйста, я не знаю, я не хочу говорить.

И всё.

Здесь длинная длинная пауза.
Потому что реально "и всё".

Кто-то скажет "надо заставлять". И будет прав.

Но КАК заставлять человека ГОВОРИТЬ???

Заинтересовать? Говорить на его темы? Так он говорит. На свои темы.

Но на другие нет.

---

Вопрос: - Как учить такого человека? Как жить с ним?

Хорошие вопросы...

---

Ну вот. Кто не знал, теперь знает. Есть такое - аутичная речь.

И многие считают, что да, вот она есть. И надо смириться.

ХА...

Где мы, а где смирение?

В нигде.

Поэтому да, я пытаюсь сделать вид, что нет никакой аутичной речи у Гриши, что он не говорит, потому что не может, что если... то... и он начнёт говорить нормально. Общаться.

Да... Страна розовых единорогов обосновалась в моей квартире.

---

И на этом пути "сделать вид, что аутичной речи нет" (во всяком случае, у Гриши), я придумала "игру" следующего содержания.

Ещё одно отступление.
Гриша не понимает сути такого понятия, как игра. И думаю, что половина моих читателей тоже не понимает и никогда не задумывалась, в чём суть игры.
А суть игры в эмоциях... Хотеть победить, хотеть разделить радость с людьми.
Гриша этого не понимает. Правила он понимает и по правилам играет.
Всё.

Это отступление для того, чтобы вы не выпали в осадок, узнав, что я называю игрой.

А называю я игрой следующее.

Я предложила Грише стопку карточек, на которых написаны бытовые вопросы.

К примеру... тема "О себе". И вопросы такого типа "Как тебя зовут? Сколько тебе лет? У тебя есть семья?"

На все эти вопросы Гриша ответить может (если хочет... ррррррр).

Но суть игры не в том, чтобы ответить на вопрос, нет.

Суть в том, чтобы, ответив на вопрос, что ты прочёл на карточке,

переадресовать вопрос другому "игроку".

Пример.

1. Взял карточку. Прочёл вопрос "Как тебя зовут?"

2. Ответил полно: - Меня зовут Гриша.

Дальше САМОЕ ГЛАВНОЕ

3. Посмотрел на игроков и ВЫБРАЛ того, кому задашь этот же вопрос.

4. Задай этот же вопрос "как тебя зовут?" другому человеку.

Всё)))

Я отлично понимаю абсурдность называния этого действия игрой.

Но нет, это игра.

Это моделирование ситуации.

Для нормальных здоровых людей - это вообще не пойми что.

Хотя... если рассматривать эту игру, как расширение словарного запаса, умение полно отвечать, то, может, и подойдёт. Но сомневаюсь.

Для Гриши - это возможность научиться задавать вопросы, не связанные с его непосредственными интересами.

Не научиться формулировать и говорить вопрос, нет... Всё сложнее. Он умеет составлять слова в вопрос... он умеет строить предложения, согласовав слова... Он не умеет (не хочет, не знает, зачем) обращать вопрос к человеку.
Объяснить это... почти нереально, если ты этого не видел... Я видела. И объяснить не могу, как вообще такое может быть.

Про игру дальше.

Плюс это уникальная возможность остановиться и послушать, что о себе говорят другие люди.

Потому что вопросы есть и такие: - Что ты любишь есть? Что тебе нравится делать?

В обычной жизни Гриши как-то не до чужих интересов и мыслей. А тут... Гм... Интересно.

Так же добавлю.
Нет, Грише не нравится эта игра. Почему? Потому что он не может говорить. Потому что ему тяжело.

Я считаю, что он НЕ МОЖЕТ говорить. Что это не его выбор. Что это не аутичная речь. Что это именно речь. И сложности формулирования мысли не на интересную тему. Да... Пусть будет и такое. Какая-нибудь хитрая афазия. Но я буду считать и считаю, что это что-то, что поддастся влиянию.

Поэтому вот. Ещё одна игра. На тему победим непобедимое.

---

И это была бы просто очередная стотысячная игра, которая ничего не дала, если бы... она не дала то, что дала))))

Да, Гриша, кажется... начинает вести нормальные диалоги. Вот только это шёпотом. И никому))) Ибо подводить итоги рано. Играть начали "вчера". В компании вообще сыграли только 2 раза. Что почти не считается.

---

Но обещала рассказать, рассказала.

Конец.

П.С. Для тех, кто вдруг захочет что-то такое провернуть.

1. Распечатываю вопросы на бумаге. Разрезаю.

2. Урок. Гриша, я. Тащу листок. Читаю вопрос: - Как тебя зовут?

3. Отвечаю: - Меня зовут Света.

4. Задаю вопрос: - Как, тебя зовут?

5. Гриша отвечает.

6. Тащит листок.

7. Читает вопрос.

8. Отвечает.

9. Задаёт вопрос мне.

После того, как на уроке он справляется со всеми вопросами, эти вопросы выносятся в коллективную игру. Ибо надо точно знать, что он именно умеет и ответить на вопрос и способен его прочесть.

10. Общая игра всё повторяется. Здесь самое главное, чтобы он научился выбирать того, кому задать вопрос. В начале я просто говорила "папе, бабушке, меня спроси". Постепенно он понял (!!!!), что вопрос можно задать кому угодно. А на днях, мне кажется, я заметила, что он начал не просто вопросы кому угодно задавать, а точечно конкретному человеку, от которого хочет услышать ответ. И именно этот факт делает эту примитивную недоигру удивительной...

Ибо... серьёзно????? Примитивные вопросы, примитивные правила зародили в аутичном человеке интерес?

Не знаю не знаю. Посмотрим.

П.С. 2. Темы разные. Смешиваем.

Повторюсь. Да. Это выглядит немножечко как безумие. Группа людей сидит и отвечает на очевидные примитивные вопросы. Но... что-то результат больно интересный.

Когда я её создавала, то думала только о шаблонах. Не может диалог вести? Хорошо... Дам ему стотысяч шаблонов, отрепетируем. И будет доставать из головы отрепетированные шаблоны. Но... Но что-то сильно пошло не так)))

Гриша: - Бабашка, когда всё это закончится, а?
Гриша: - Бабашка, когда всё это закончится, а?

Пишите свои подвиги. Помните, маленьких нет.