Найти тему
Александр Дедушка

Счастье мирское и христианское по св. Тихону Задонскому? Кто такие "самонадеющиеся"? Как можно оказаться проклятым в своей надежде?

Св. Тихон Задонский
Св. Тихон Задонский

Продолжаем тему парадоксов счастья, подробно разбираемую святителем Тихоном Задонским.

Он не случайно так подробно ее рассматривает, понимая, что для мирских неверующих и маловерующих людей нет большего желания и даже вожделения как достигнуть счастья.

А что в параллели христианское «счастье»?

«Счастье для людей – иметь себе сильных людей защитниками и помощниками. Для христианина счастье – иметь себе Бога Защитником и Помощником».

Казалось бы – делай выбор сам. Хочешь – выбирай людей в качестве помощников, хочешь – Бога…

А почему бы не соединить оба этих «помощничества»?

И как оно было хорошо: когда надо – получаешь помощь от людей, а когда помощь от них невозможно получить – обращаешься к Богу…

Эх, хорошо-то хорошо, но как говорится, как бы не было - «ничего хорошего».

Ибо предупреждением для христианина служат следующие грозные библейские слова, являющиеся прямой речью Бога, переданной пророком Иеремией:

«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.

Он будет – как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой». Иер. 17. 5-6.

Обратили внимание на указание о плоти, как «своей опоре»? То есть надеяться можно еще и на самого себя. Это тоже надежда на человека…

Увы – с тем же результатом. Одним из которых является не просто проклятие, но еще и духовная слепота: «и не увидит…»

А иссушающий «зной» бесплодной «степи» твоей жизни тебе гарантирован.

В общем – видите, как все плохо?

И тот же пророк Иеремия, которому вторит наш святитель Тихон, продолжает по противоположности:

«Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь.

Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод». Иер. 17. 7-8.

Видели когда-нибудь такое дерево?

Любой дачник или внимательный путешественник подтвердит сказанное.

Идешь или едешь в дороге – все выжжено от палящего солнца. Но вот дорога начинает спускаться в лощину – а там все зелено и полно жизни.

Потому что в ней протекает речушка, и все деревья и кустарники вокруг нее просто изобилуют и «зеленью» и «плодами».

И подтверждение вышесказанному – еще одно контрастное утверждение святителя Тихона о счастье:

«Счастье для людей – быть крепкими телом и храбрыми в битве. Для христианина счастье – если он крепок душой, недвижим и неодолим в битве, бываемой от диавола, и в искушениях, бедах и напастях, им наносимых, непреклонен. Вот крепость и великодушие христианское! Вот храбрый воин Христов! Ты моя крепость, Господи, Ты моя сила! С Тобою все могу. Без Тебя ничего не могу».

Да, правда далеко не все захотят быть храбрыми в битве… Но для тех, кто еще не измельчал духом – следует обратить внимание на эти слова святителя Тихона.

Итак, храбрый боец надеется на себя и свою храбрость…

А представьте, если бы христианин в битвах с дьяволом надеялся на свою храбрость.

И смешно, и глупо! Глупо для человека – смешно для дьявола.

Сколько таких «самонадеящихся» христиан развеяно им в прах и пыль!

Тут не поможет никакая личная храбрость. Ибо против сущностей, которые на тысячи лет тебя опытнее, во много раз умнее – она не поможет.

Да и сразу исчезнет она от одного их вида.

Поэтому – только надежда на Господа: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя сила! С тобою все могу. Без Тебя ничего не могу».

И после этого – в бой! И после этого – вперед и без всякого страха!..

И – да!.. И сразу в помощь опыт тысяч подвижников, которые прогнали дьявола и посмеялись над ним, когда тот желал посмеяться над ними.

Но только с Господом, и никак иначе!