91,1K подписчиков

Почему матери нельзя присутствовать на крещении? Отвечает протоиерей Константин Пархоменко

47K прочитали
Спрашивает Наталья из Москвы: Сегодня покрестили дочку, ей полтора года. Меня батюшка попросил выйти, не объясняя причины. После крещения сказал зайти, чтобы он прочитал очистительную молитву.

Спрашивает Наталья из Москвы:

Сегодня покрестили дочку, ей полтора года. Меня батюшка попросил выйти, не объясняя причины. После крещения сказал зайти, чтобы он прочитал очистительную молитву. Я зашла, он стал читать, когда детей одевали, было шумно, я ничего не слышала.

Он сказал:

"Девушка, вы что тараканов ловите"?

Я вообще ничего не поняла, что произошло.

У меня вопросы:

  1. Первое, почему матери нельзя присутствовать на крещении? Все мои знакомые присутствовали.
  2. Второе, точно не помню, но кажется надо мной подобную молитву читали ранее?
  3. И третье, почему такое отношение? Буду признательна за ответ. Спасибо.

Ответ батюшки

Милая Наталья, давайте я с конца начну отвечать.

Во-первых, почему такое отношение. Ну, потому что, потому что священник не воспитан. Что тут еще сказать? В каждой профессии продавца, педагога, врача, есть люди более воспитанные и менее воспитанные. И это все закладывается в семье, это все не воспитывается в семинарии.

У нас нет в семинарии такого предмета. В принципе сейчас, сейчас между прочим, вот в последние годы в Петербургской Духовной Академии введен курс, называется, по-моему, "Этика пастырского общения". Этика пастырского общения. Но когда я учился, такого не было, например. А может быть батюшка, который крестил вашего малыша, он другого поколения, более старый священник.

Спрашивает Наталья из Москвы: Сегодня покрестили дочку, ей полтора года. Меня батюшка попросил выйти, не объясняя причины. После крещения сказал зайти, чтобы он прочитал очистительную молитву.-2

Это все воспитывается в семье. Если человек с детства не был воспитан как человек интеллигентный, то он и в будущем, даже став священником, может вести себя по-хамски. Вы спросите, а разве не обязанность, скажем, церковного начальства следить за батюшками, чтобы они себя так не вели?

Я с вами согласен, да, такова обязанность церковного начальства. Но церковное начальство тоже разное. Вы знаете, что над простыми священниками начальник - это епископ. В крупном городе - архиепископ или митрополит.

У нас в Петербурге был митрополит Владимир, сейчас - митрополит Варсонофий. Это очень достойные и интеллигентные люди, они сами не позволяют себе по-хамски общаться ни с кем. Очень интеллигентно общаются, всегда на "Вы" называют священника и также требуют от священников.

Если вдруг услышана какая-то критика в адрес какого-то из батюшек, то владыка приглашает этого священника и очень строго, по-отечески с ним говорит, и священник понимает, что лучше ему таких вещей не делать, иначе он будет запрещен в священнослужении, если он будет так себя не интеллигентно вести. Это в Петербурге.

Спрашивает Наталья из Москвы: Сегодня покрестили дочку, ей полтора года. Меня батюшка попросил выйти, не объясняя причины. После крещения сказал зайти, чтобы он прочитал очистительную молитву.-3

Я знаю, что на местах, в других городах, другое отношение. Даже епископ или архиепископ, или митрополит позволяют себе, например, священнику тыкать, на "ты" говорить. И даже людям говорят на "ты". Приезжает молодой епископ, которому 30 лет, и приходит к нему священник, которому 70 или 80 лет.

И владыка позволяет себе тыкать старцу, священнику. Такие вещи бывают. То есть сами владыки не соответствуют этому. Порой такие моменты бывают. Москва. Понятно, что Москва - это столица, но я не сказал бы, что это культурная столица.

И в Петербурге работать и работать в этом отношении, в этом направлении еще много-много нужно, дорогие. Я все время сам за голову хватаюсь, когда мне рассказывают о том, как священник себя неделикатно, не интеллигентно, по-хамски повел. Бывают и такие случаи.

Но у нас они бывают гораздо меньше, чем в других городах. Москва - это огромный город. За всеми священниками не уследишь. И возможно, священник утомленный, или переутомленный. Будем уж так оправдывать его. Не просто говорить, что он невоспитанный, но будем говорить, что есть какие-то объективные причины такого хамского поведения.

Знаете, был случай, когда я однажды в собесе был. И вот я заполняю какие-то бумажки, и на меня женщина грубо говорит:

"Давай скорее, что ты там"?

А я говорю:

"А почему вы так обращаетесь ко мне, почему так грубите"?

Она говорит:

"С людьми потому что целый день, устаю".

Я говорю:

"Вы знаете, я тоже работаю с людьми целый день и тоже устаю, но я никогда не позволяю себе так".

И она сразу:

"Ну ладно, ну хорошо".

Она сразу изменилась в лице. Даже иногда мягкое, деликатное вот такое вот отношение, оно может помочь нам исправиться.

Спрашивает Наталья из Москвы: Сегодня покрестили дочку, ей полтора года. Меня батюшка попросил выйти, не объясняя причины. После крещения сказал зайти, чтобы он прочитал очистительную молитву.-4

Я всегда говорю, это не стукачество, если вдруг батюшка повел себя несдержанно, грубовато по отношению к вам, позволяет себе какие-то грубые высказывания или неделикатное поведение, обратитесь к настоятелю храма.

Над любым священником глава — это настоятель. Напишите письмо, в котором все это изложите и адресуйте настоятелю. Если вы узнаете, например, за священным ящиком, что это и был настоятель, напишите благочинному.

Благочинный — это священник, который район какой-то курирует. И благочинный таких вещей не допускает. Над благочинным главой является епископ.

Поверьте, если мы будем друг другу помогать исправляться, становиться лучше, потому что и священники тоже немощные, мы все тоже нуждаемся в том, чтобы нам подсказали, нас научили, иногда нас вразумили, нас поругали бы даже, почему нет.

Когда люди говорят, почему вот такие батюшки грубоватые, я говорю, знаете что, единственное решение этого вопроса такое, родите ребенка, сына, воспитайте его как нужно. Воспитайте в нем любовь к Господу, чтобы он пошел в церковь, стал священником.

Если вы, дорогая, воспитаете сына, который станет священником, то вы можете такие вопросы задавать. Ну, а пока каких имеем священников, таких имеем. Ну, что тут поделать?

Второй ваш вопрос. Вы говорите, что молитву над вами читали. Едва ли. Когда ее могли читать? Вы же принесли ребенка крестить. В принципе, ребенку полтора года. Может быть, читали эту молитву раньше?

Все-таки, да, если вы ходите в храм регулярно, если, скажем, ребенок родился, прошло 40 дней, обычно маме после 40 дней, после родов читают такую молитву. Может быть, ее и читали эту молитву, может быть. А может быть не читали. В любом случае ничего страшного в том, что ее второй раз прочитали нет.

Спрашивает Наталья из Москвы: Сегодня покрестили дочку, ей полтора года. Меня батюшка попросил выйти, не объясняя причины. После крещения сказал зайти, чтобы он прочитал очистительную молитву.-5

А теперь, возвращаясь к первому вопросу, хочу сказать следующее. Конечно, то, что батюшка попросил вас выйти во время крещения, во время самого таинства, можно сказать, важного мероприятия, ну, одного из самых важных в жизни для вас и для вашего чада, конечно, я считаю, это мое мнение, я считаю это глупостью.

Понимаете, глупостью, потому что мама может присутствовать на крещении, если над ней прочитана молитва разрешительная, очистительная молитва такая, специальная очистительная молитва. Кстати сказать, эта молитва достаточно поздно вошла в наши требники, и я ее вообще не читаю.

То есть я считаю, что эта молитва противоречит христианскому вообще пониманию, потому что роды — это не что-то нечистое, за что нужно читать очистительную молитву. Но формально говоря, такую молитву читать нужно. Она читается через 40 дней после рождения ребенка.

Обычно священники поступают иначе, мудрее. Они прочитывают сначала перед крещением молитву над мамой, и потом мама может присутствовать на крещении своего любимого чада. Сначала совершать крещение, прогнав маму, потом читать молитву, это, знаете, есть такая точка зрения, но это очень неадекватная, я бы так мягко выразился, точка зрения.

Она имеет в нашей церковной традиции свою историю, то есть некоторые священники придерживаются такой точки зрения. Вот как раз вы стали жертвой, к сожалению, вот именно такой ситуации.

Вы говорите, что ваши приятельницы, подруги крестили своих чад, и их никто не прогонял. Да, никто не прогонял, потому что священники, видимо, были более адекватные.

Спрашивает Наталья из Москвы: Сегодня покрестили дочку, ей полтора года. Меня батюшка попросил выйти, не объясняя причины. После крещения сказал зайти, чтобы он прочитал очистительную молитву.-6

Здесь мы видим невоспитанного, видимо, или переутомленного батюшку, который, кроме того, еще руководствуется очень странными соображениями. Прогоняет маму, совершает крещение, потом над мамой, под визги детей одеваемых, читает молитву.

Наташа, знаете, я и вас на самом деле не буду оправдывать, потому что кто так готовится к крещению, как вы? Пришли в первый попавшийся храм, к первому попавшемуся священнику. Ну, зачем? Вы что ли не церковный человек?

Если вы церковный человек, вы знаете, к какому батюшке прийти. Знаете священников, знаете священников деликатных, интеллигентных, мягких, тактичных. Знаете священников, которые не обидят. Нельзя вот так.

Если бы я стал своего ребенка крестить, и не я бы его крестил, в последнее время не я детей своих крестил, а кто-то другой, конечно, я бы подошел к этому ответственно, то есть я подумал бы, какого батюшку пригласить на это очень важное для меня событие.

И вы должны были тоже узнать, что за священник, понимаете, а не просто так вот прийти наобум. Поэтому давайте сделаем так. В будущем хорошо бы вам иметь духовника, священника, который знает вашу семью, который к вам хорошо относится, имеет личный подход. То есть вы для него не масса.

Ну и третий вопрос. Понимаете, как это бывает тяжело, когда приваливают в храм люди, ну там 30, 40, 50 человек, их видишь в первый раз. Первый раз. Это люди не воцерковленные, не желающие жить церковной жизнью.

Дети кричат, родители не подготовились к крещению. И конечно священнику нужно очень много мудрости, чтобы сделать так, чтобы не было никаких проблем в этом отношении, чтобы никого не огорчить. Мне это трудно при всех моих данных, а я достаточно терпимый такой человек.

То есть это не то, что я в себе это развил, это то, что мне дано было родителями. Мне кажется, я человек интеллигентный, потому что я таким был воспитан. Понимаете, это все в семье получается. В семинарии, повторяю, в академии духовной этому не учат.

Спрашивает Наталья из Москвы: Сегодня покрестили дочку, ей полтора года. Меня батюшка попросил выйти, не объясняя причины. После крещения сказал зайти, чтобы он прочитал очистительную молитву.-7

В семинарии и в академии учат, как совершать требы, совершать богослужения. А этике общения с людьми не учат. Это человек должен сам учиться. Или должен в семье получать, а потом всю жизнь сам учиться. А если в семье это не заложено, то не знаю, как его в дальнейшей жизни этому научат.

Плюс, видите, такой священник странноватый вам попался, действительно, странноватый. Я про таких батюшек очень оригинальных знаю, но это редкие случаи бывают.

Нужно по-нормальному прийти, прочитать молитву над мамой, если священник считает, что такую молитву читать нужно, я считаю, что не нужно читать. Ладно, прочитать молитву над мамой, потом устроить праздник для всех собравшихся.

И вы должны были тоже ответственно подойти к этому, выбрать священника, к которому вы придете, а не просто наобум в первый попавшийся храм собираться и ехать. Главное, не позвольте дьяволу испортить вам настроение от того великого и славного, что произошло.

А произошло ведь действительно великое и славное крещение вашего любимого малыша, по-моему, дочка у вас. Господь, да благословит вас.

Текст основан на видео с канала Константина Пархоменко.

Статьи по теме:

Под защитой Богородицы: людей, которые родились в эти дни, оберегает икона Божьей Матери
Святые места6 сентября 2023