Есть на Тверской улице в Москве крайне неудобный временный переход под строительными лесами. Он тесный настолько, что заставляет проходящих по нему людей тесно прижиматься друг к другу или, избегая касаний, идти по проезжей части. Что поделать? Стройка, реставрация и все дела - это явление временное. Да только вот уже почти двадцать лет тёмный мрачный строительный переход располагается по адресу: Тверская, 10с1. Это постоянство позитива не вызывает, скорее наоборот. Идти неудобно, переход совершенно не блещет удобством и красотой, обход требует усилий. Но что же это за здание, застрявшее в вечных строительных лесах? Что там было и чего там будет?
Всё началось ещё во времена Российской Империи. Несомненное мастерство и трудолюбие уроженцев Калужской губернии Филипповых превратило их фамилию из никому не известной в знаменитую. Филипповы стали лучшими из лучших кондитеров Москвы. Фамилия кондитеров прославилась не только на Москву, но и далеко за её пределами. В Москву приезжали лицезреть достопримечательности, отведать колбас Елисеевых и обязательно вкусить выпечку Филипповых. Да что рассказывать, если именно Филипповы стали поставщиком Двора его Императорского Величества?
Да, они были лучшими. Но в историю они вошли не как непревзойденные кондитеры. О! Как порою бывает иронична история. Сколько мы знаем примеров, где она перевернулась с ног на голову? Филипповы прославились казусом. Казусом, с булочкой. Ну кто не знает истории, где булочка была с запеченным, с тараканом, а ловкий кондитер выкрутился, придумав булочку с изюмом? Основных версий две.
Версия НАРОДНАЯ, передаваемая из уст в уста (имеет множество интерпретаций).
Жил да был генерал-губернатор Москвы генерал Закревский. Правил он справедливо, но сурово. При всей суровости даже к себе, любимому, он не был лишен слабостей и не отказывал себе на завтрак в любимой им горячей сайки Филиппова под бодрящий чай. Ну а как иначе? Если день впереди тяжелый (у суровых руководителей легких не бывает), а надо и как-то взбодриться, да и настроение не терять? И всё шло хорошо, Но тут... Надкусил градоначальник перед которым трепетал всяк и каждый в Москве булочку, и, побагровев, заорал:
- Э-тто что за мерзость! Подать сюда этого шельму Филиппова! Немедленно! - Слуги, сами не понимая происходящего, молча исполнили громкий приказ, и через десять минут Филиппов был на ковре градоначальника. (идти то недалеко, почти напротив). Вероятно, Филиппов был перепуган. Но не факт. Но вот когда заговорил генерал:- Что это внутри тут, а?! Таракан?! Я с тебя сейчас три шкуры лично спущу - и властитель сует сайку с черным, как предстоящая судьба кондитера тараканом. Наверное, тут Филиппов перепугался, но тоже не факт, ведь заговорил спокойно:
- Да вы что-с?! Это же наивкуснейшее! - И быстро выхватывает из рук ничего непонимающего градоначальника булку и, запихав её в рот, моментально проглотил.
- Да ты!!! Да я!!! – тряся кулаками и багровея до последней возможной степени багровости кричит градоначальник. Быть бы беде, но Филиппов улыбаясь произносит:
- Это изюминка-с! Новейший рецепт! – И резко уходит оставив градоначальника в недоумении.
Кондитер возвращается в пекарню, вываливает изюм в саечное тесто и возвращается с теплыми, только с пыле-жару булочками. Разламывает и демонстрирует начинку умиленному Закревскому.
Сам того не ожидая, Филиппов сделал себе лучшую рекламу! Отбоя от желающих отведать столь интересную булочку не было.
Версия ГИЛЯРОВСКОГО (из книги «Москва и москвичи), перечитываемая из поколение в поколение:
В этой версии нет никакого генерал-губернатора, а есть кое-что похлеще. А именно некая разгневанная дама, возмущению которой не было предела. Она скандалила на весь магазин и демонстрировала булочку, внутри которой было нечто черное. Как и мрачные перспективы бизнеса Филиппова, ибо не было сомнений, что такая недовольная клиентка будет идти до конца (яндекс отзывов и фуд-блогеров ещё не случилось, а вот народная молва была ещё какая). До конца бизнеса Филиппова.
"Почему у вас в булочках тараканы?!" - орала женщина на всю булочную, собирая внимания всего честного народа. Филиппов совершенно не нервничал, и громко, так, чтобы все слышали, пояснить об отсутствии в булочке таракана и присутствии в ней изюма. Для демонстрации верности сказанного, выхватил из рук опешившей скандалистки булочку и съел её.
Моментально на прилавках появились булочки с изюмом, которые стали безмерно популярны у всех покупателей.
Версии разные, а факт один: дела у династии кондитеров Филипповых шли хорошо. Год от года лучше. Ну и не хлебом одним, как говорится, решили зарабатывать. Здание было полностью выкуплено, и настало время инвестировать в новое. Дмитрий Иванович Филиппов, опытный делец, расширяет бизнес.
Сперва компанию пекарне составила кофейня с уникальными интерьерами и панорамными окнами. Дело шло, и было решено перестроить здание, добавив в него жилые нумера. Улица то фешенебельная, туристов пруд пруди, место известное. Ну чего нет? И сделали! Появился отель "Франция", название которого в скором стало "Люксъ". И не прогадал Филиппов. Тут уж поверишь в передаваемую на генетическом уровне бизнес чуйку. Отель пользовался ажиотажным спросом. Расположение отеля, наличие одной из лучших кофеин и булочной ( тогда их в Москве было куда меньше, не стоит сравнивать с сегодняшним днём, где кофе и выпечка на каждом углу), и имя владельца притягивали постояльцев. Наверное, дело бы шло ещё лучше и краше, да вот только случилась революция. Здание, бизнес Филипповых и отель были национализированы.
В начале 1919 года тут появилось в общежитие сотрудников ВЧК. Всё было строго: вход стал строго по именным пропускам и паспортам. Вместо швейцаров и консьержей появились коменданты. И началась тут совсем другая жизнь. Правда, ненадолго. В середине 1920 года жителей общежития выселяют, и появляется гостиница со старым и одновременно новым названием "Люкс".
Только гостиница была не простая. Вместо сотрудников ВЧК появились более важные персоны в виде видных иностранных деятелей коммунистического и рабочего движения. В местной столовой была еда даже тогда, когда в Москве её не было нигде. Хотя бы по этому критерию был Люкс. Некоторые из гостей Люкса вошли в историю: Вильгельм Пик, Эрнст Тельман, и даже Чжоу Эньлай и Хо Ши Мин и многие другие (стоит упомянуть и Сергея Есенина, но это отдельная история, в которой Сергея Александровича выселили за то, что он чуть не придушил подслушивающего его разговор консьержа).
Время шло, пролетарии всех стран не спешили объединяться, и гостиница осталась гостиницей лишь в названии, а по сути, стала общежитием Коминтерна с постоянными жильцами.! Здесь селились коммунисты, которых на их родной земле ожидало страшное. В 1934 году здание надстраивают тремя этажами.
Вход был так же по пропускам, а вот паспорта изымались. Войти было можно, выйти же не всегда. Время менялось.
К сожалению, многих постояльцев коснулись репрессии. Много всего происходило, разве что булочная на первом этаже продолжала работать.
В 1953 году многое менялось в стране Советов, и никак не сочетающееся со словом общежитие "Люкс" вновь стало гостиницей, и уже с новым, более нейтральным названием: "Центральная" указывая на прелесть своего расположения. Название было новое, а начинка старая. Это не смущало, и первое время после ребрендинга по-советски она была крайне популярна. Но вновь пришло новое время.
Москва стала меняться. Настал черёд меняться и "Центральной". Из устаревшей гостиницы её решили преобразовать в шикарный отель, где был бы Spa, конгресс-центр, люксовые номера и всё то, что соответствовало бы расположению в самом центре. Так-то ничего ошеломительного не планировалось. Просто еще одно здание, сохранив свой парадный исторический фасад, будет аккуратно перестроено, обновлено и в необходимых рамках реставрировано. Примеров куча. А дальше...
Сначала, в 2007-м, тут должна была появиться отельная сеть Mandarin Oriental. Потом довольно долгое время речь шла о гостинице Hilton. Ее собиралась построить группа "сафмар" семьи Михаила Гуцериева.
Старые стены ломались, но новых не возникало. По разным причинам инвесторы оставляли проект. Временные строительные леса превратились в постоянные. Потом вроде нашли инвестора, и в историческом здании должна была появиться люксовая гостиница Corinthia Hotel кипрской компании Lizar Holdings. Пока же ничего не меняется.
Любил я заходить в это здание в середине нулевых, когда там была "Сбарро-пицца". Это была не какая-то там забегаловка, а действительно напоминало ресторан, хоть и не совсем привычный. И дело было не только в еде, но и из-за больших окон-витрин, лепнин и в целом атмосферой, где современное органично вплеталось в историческое. Всё пахло историей с примесью пиццы. Это тоже стало историей.
Впрочем, это не финал и рано или поздно история с Францией-Люксом-Центральной завершится. Вопрос только чем именно. Может вернуться интерьеры работы Сергея Конёнкова и Петра Кончаловского (да-да, они там были)? Снова заработает булочная? Ну или исчезнет темный мрачный проход и станет удобнее ходить по одной из главных улиц Москвы?
Время покажет. Это здание всегда преподносит сюрпризы.