Индустрия кино — это не только просторное поле для творчества, но и непростой бизнес, в котором деньги и перспектива коммерческого успеха зачастую играют решающую роль в том, пойдет ли проект в производство. Собрали для вас небольшую подборку популярных фильмов, которые могли никогда не увидеть свет, если бы не настойчивость их создателей (и крохотная доля удачи, конечно).
«Криминальное чтиво»
Когда амбициозный начинающий режиссер Квентин Тарантино («Криминальное чтиво» стало его четвертой художественной картиной) принес в кинокомпанию TriStar Pictures финальную версию сценария, он получил совсем не ту реакцию, на которую надеялся. Продюсер и руководитель студии Майк Медавой воспринял замысел без энтузиазма: настороженность вызывала и чрезмерная «мрачность» проекта, и его явное отклонение от линии, выбранной классическими американскими блокбастерами. В итоге Медавой согласился профинансировать ленту и выделил на это миллион долларов, однако сам режиссер понимал, что в TriStar свободно творить ему вряд ли позволят, и разорвал контракт. В итоге «Криминальное чтиво» было передано в Miramax — прокатную компанию братьев Вайнштейнов, которые явно не разочаровались в том, что дали возможность Тарантино проявить себя: в 1995 году фильм стал настоящей сенсацией, завоевав «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший оригинальный сценарий.
«Властелин колец»
О перипетиях препродакшена одной из самых прибыльных фэнтези-франшиз человечества можно, кажется, написать целую библиотеку. Питер Джексон планировал съемки трилогии с середины 1990-х годов: сначала он обратился к уже знакомой нам компании Miramax и, объединившись с Харви Вайнштейном, взялся за решение вопроса об авторских правах на книгу Толкина. Однако у Miramax не было достаточно средств, чтобы полностью оплатить производство такого масштабного проекта, и было решено вместо запланированных двух (да-да, даже не трех) фильмов сделать один — можно только гадать, сколько важных деталей пришлось упустить на этапе переписывания сценария. Джексон с таким мириться не стал и начал отправлять запросы в разные киностудии. К счастью, множественные отказы не сломили дух режиссера и он добился одобрения на создание трилогии в New Line Cinema.
«Крестный отец»
Сейчас трудно представить, что легендарную криминальную драму о главе мафиозного клана Вито Корлеоне мог снять кто-то, кроме Фрэнсиса Форда Копполы. Но на самом деле корпорации Paramount Pictures пришлось пройти несколько кругов ада в 1970 году, чтобы найти подходящего режиссера. Сначала они обратились к итальянцу Серджио Леоне, но тот отказался — как, впрочем, и все последующие кандидаты, включая Питера Богдановича, Ричарда Брукса, Артура Пенна и Питера Йетса. Тогда предложение поступило Копполе, которого выбрали не только из-за его итальянских корней, но и потому, что в компании надеялись сэкономить: в те годы он был не слишком известным режиссером и, скорее всего, согласился бы на любой гонорар. Однако произошло невероятное: Коппола тоже отверг проект, признавшись, что книга Пьюзо, ставшая основой сценария, неприятно удивила его количеством подробных описаний насилия и секса. Впрочем, как мы все знаем, позднее он все равно согласился (сложно сказать, повлияло ли на него непростое материальное положение или он все-таки увидел в задумке ленты потенциал, но именно благодаря этому у нас сегодня есть «Крестный отец»).
«Игра престолов»
Сериал, разрушивший все правила ТВ-шоу и показавший нам, что любимый герой вовсе не всегда доживает до конца, оказался на грани закрытия сразу после выпуска пилотной серии. Черновая версия, по словам шоураннеров Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса, вышла скучной и затянутой, а между героями не чувствовалось химии — неудивительно, учитывая, что Николай Костер-Вальдау (Джейме Ланнистер) впоследствии вспоминал, что в успех экранизации никто не верил. Программный директор HBO Майкл Ломбардо выступал за окончательное прекращение съемок, несмотря на убытки в 10 миллионов долларов. Однако сценаристы решили провести работу над ошибками, заменили режиссера и нескольких актеров (например, роль Кейтилин Старк в итоге досталась Мишель Фэйрли, так как предыдущая актриса не согласилась переехать в Северную Ирландию), и «Игре престолов» дали «зеленый свет».
«Назад в будущее»
Роберт Земекис столкнулся с 40 отказами, прежде чем получить одобрение Universal Pictures на съемку научно-фантастического фильма о подростке Марти, путешествующем во времени. Предыдущие проекты режиссера мало напоминали коммерческие хиты, поэтому студии не хотели рисковать и брать в работу картину, потенциально обреченную на провал. Не играл на руку Земекису и сценарий, написанный в соавторстве с Бобом Гейлом: некоторым компаниям он показался чересчур наивным, а некоторым — чересчур рисованным (так, в Disney посчитали любовную линию между сыном и матерью слишком провокационной). Мало кто из них мог тогда предположить, что «Назад в будущее» станет самой кассовой лентой года и соберет в прокате более 380 миллионов долларов.
А вы любите эти фильмы? Пишите свое мнение о них в комментариях!