Найти в Дзене
Правила жизни

На грани закрытия: 5 шедевров кинематографа, которых могло бы не быть

Оглавление

Индустрия кино — это не только просторное поле для творчества, но и непростой бизнес, в котором деньги и перспектива коммерческого успеха зачастую играют решающую роль в том, пойдет ли проект в производство. Собрали для вас небольшую подборку популярных фильмов, которые могли никогда не увидеть свет, если бы не настойчивость их создателей (и крохотная доля удачи, конечно).

Плакат фильма «Назад в будущее»
Плакат фильма «Назад в будущее»

«Криминальное чтиво»

Когда амбициозный начинающий режиссер Квентин Тарантино («Криминальное чтиво» стало его четвертой художественной картиной) принес в кинокомпанию TriStar Pictures финальную версию сценария, он получил совсем не ту реакцию, на которую надеялся. Продюсер и руководитель студии Майк Медавой воспринял замысел без энтузиазма: настороженность вызывала и чрезмерная «мрачность» проекта, и его явное отклонение от линии, выбранной классическими американскими блокбастерами. В итоге Медавой согласился профинансировать ленту и выделил на это миллион долларов, однако сам режиссер понимал, что в TriStar свободно творить ему вряд ли позволят, и разорвал контракт. В итоге «Криминальное чтиво» было передано в Miramax — прокатную компанию братьев Вайнштейнов, которые явно не разочаровались в том, что дали возможность Тарантино проявить себя: в 1995 году фильм стал настоящей сенсацией, завоевав «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший оригинальный сценарий.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

«Властелин колец»

О перипетиях препродакшена одной из самых прибыльных фэнтези-франшиз человечества можно, кажется, написать целую библиотеку. Питер Джексон планировал съемки трилогии с середины 1990-х годов: сначала он обратился к уже знакомой нам компании Miramax и, объединившись с Харви Вайнштейном, взялся за решение вопроса об авторских правах на книгу Толкина. Однако у Miramax не было достаточно средств, чтобы полностью оплатить производство такого масштабного проекта, и было решено вместо запланированных двух (да-да, даже не трех) фильмов сделать один — можно только гадать, сколько важных деталей пришлось упустить на этапе переписывания сценария. Джексон с таким мириться не стал и начал отправлять запросы в разные киностудии. К счастью, множественные отказы не сломили дух режиссера и он добился одобрения на создание трилогии в New Line Cinema.

Кадр из фильма «Властелин колец»
Кадр из фильма «Властелин колец»

«Крестный отец»

Сейчас трудно представить, что легендарную криминальную драму о главе мафиозного клана Вито Корлеоне мог снять кто-то, кроме Фрэнсиса Форда Копполы. Но на самом деле корпорации Paramount Pictures пришлось пройти несколько кругов ада в 1970 году, чтобы найти подходящего режиссера. Сначала они обратились к итальянцу Серджио Леоне, но тот отказался — как, впрочем, и все последующие кандидаты, включая Питера Богдановича, Ричарда Брукса, Артура Пенна и Питера Йетса. Тогда предложение поступило Копполе, которого выбрали не только из-за его итальянских корней, но и потому, что в компании надеялись сэкономить: в те годы он был не слишком известным режиссером и, скорее всего, согласился бы на любой гонорар. Однако произошло невероятное: Коппола тоже отверг проект, признавшись, что книга Пьюзо, ставшая основой сценария, неприятно удивила его количеством подробных описаний насилия и секса. Впрочем, как мы все знаем, позднее он все равно согласился (сложно сказать, повлияло ли на него непростое материальное положение или он все-таки увидел в задумке ленты потенциал, но именно благодаря этому у нас сегодня есть «Крестный отец»).

Кадр из фильма «Крестный отец»
Кадр из фильма «Крестный отец»

«Игра престолов»

Сериал, разрушивший все правила ТВ-шоу и показавший нам, что любимый герой вовсе не всегда доживает до конца, оказался на грани закрытия сразу после выпуска пилотной серии. Черновая версия, по словам шоураннеров Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса, вышла скучной и затянутой, а между героями не чувствовалось химии — неудивительно, учитывая, что Николай Костер-Вальдау (Джейме Ланнистер) впоследствии вспоминал, что в успех экранизации никто не верил. Программный директор HBO Майкл Ломбардо выступал за окончательное прекращение съемок, несмотря на убытки в 10 миллионов долларов. Однако сценаристы решили провести работу над ошибками, заменили режиссера и нескольких актеров (например, роль Кейтилин Старк в итоге досталась Мишель Фэйрли, так как предыдущая актриса не согласилась переехать в Северную Ирландию), и «Игре престолов» дали «зеленый свет».

Кадр из сериала «Игра престолов»
Кадр из сериала «Игра престолов»

«Назад в будущее»

Роберт Земекис столкнулся с 40 отказами, прежде чем получить одобрение Universal Pictures на съемку научно-фантастического фильма о подростке Марти, путешествующем во времени. Предыдущие проекты режиссера мало напоминали коммерческие хиты, поэтому студии не хотели рисковать и брать в работу картину, потенциально обреченную на провал. Не играл на руку Земекису и сценарий, написанный в соавторстве с Бобом Гейлом: некоторым компаниям он показался чересчур наивным, а некоторым — чересчур рисованным (так, в Disney посчитали любовную линию между сыном и матерью слишком провокационной). Мало кто из них мог тогда предположить, что «Назад в будущее» станет самой кассовой лентой года и соберет в прокате более 380 миллионов долларов.

Кадр из фильма «Назад в будущее»
Кадр из фильма «Назад в будущее»
А вы любите эти фильмы? Пишите свое мнение о них в комментариях!