В заметке речь пойдет о бригадах работников, собиравших напольные (это важно!) покрытия разного уровня. В таких бригадах существовало разделение труда по опыту и по мастерству.
Простые рисунки и набирать было просто. Это делали прямо на месте. Многофигурные композиции требовали большой предварительной работы. Законченные картины типа эмблем/эмблемат собирали в мастерской и устраивали готовым блоком на месте.
Интересный факт: такие блоки/картины могли менять полы, даже дома, потому что достать из готового пола их было не слишком сложно. В мастерских могли продавать готовые блоки с законченными небольшими картинами/эмблемами.
Судя по повторениям сюжетов в разных регионах Римской империи и по тому, что сохранившиеся мозаики повторяют описания известных греческих картин, существовали каталоги предлагаемых мозаик. А раз были каталоги, то были и мастера, переводившие расписное изображение в мозаичный набор.
Стоимость мозаичной картины зависела не только от сложности исполнения, но и от выбранных материалов. Дороже всего стоили пластины из натурального дорогого камня для opus sectile. Для ускорения выкладывания рисунка фрагменты opus sectile готовили заранее, собирая в мастерской целыми блоками. На место размещения такие блоки привозили уже собранными и закреплёнными на основе.
Собирать блоки эмблемат могли как под заказ, так и на продажу. С opus sectile, наверное, было сложнее готовить заранее, но под заказ точно часто готовили в мастерских.
Для разных зон дома каталоги предлагали определенные наборы сюжетов, но заказчика не ограничивали в выборе. Хотя, судя по помпейцам, горожане предпочитали заказывать в определенные зоны традиционные сюжеты. Например, собаку в вестибул, геометрические мотивы - для порогов и каймы в жилых помещениях, тематические (напр., морские в бани) сюжеты - соответственно предназначению помещения.
Роскошные, очень дорогие мозаики - как, например, бесподобная коллекция в Доме Фавна - редкость, хотя и не уникальная.
Интересный факт: несмотря на сохранившиеся напольные мозаики на территории Италии, оказалось, что в Северной Африке, которая была римской не слишком продолжительное время, сохранилось гораздо больше. Большая коллекция таких мозаик, например, в музее Бардо в Тунисе.
Но Турция, особенно с открытиями последних десятилетий, уделала и Африку. Крупнейший музей напольных мозаик располагается в Хатае.
Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!