На Дальнем Востоке России может появиться европейская железнодорожная колея (1435 мм). Данный вопрос поднимался еще в середине прошлого десятилетия, но инициатива пока не получила должного развития. Однако в новых геополитических реалиях проект стал более актуальным.
Важный маршрут мультимодальных грузоперевозок
Железнодорожный погранпереход «Махалино – Хуньчунь» — одна из стратегических транспортных артерий, связывающих Россию с Китаем. Его текущая пропускная способность составляет восемь поездов в сутки, что позволило в 2022 году достичь около 4 млн тонн совокупного грузооборота. Этот показатель планируется увеличить до 8 млн тонн, что продиктовано переориентацией России на торговлю с восточными партнерами и, прежде всего, Китаем.
Сейчас в грузопотоке, идущем через «Махалино – Хуньчунь» из России в Китай, преобладают сырьевые грузы (каменный уголь), в обратном направлении следуют различные потребительские товары. Данный отрезок железной дороги является важным маршрутом мультимодальных грузоперевозок. С китайской стороны границы расположен международный порт Хуньчунь, который обеспечивает поставки грузовых контейнеров из одного из наиболее развитых промышленных регионов Китая — провинции Цзилинь.
Европейская колея придет из Китая
С российской стороны границы, всего в 70 км от Махалино расположен международный порт Зарубино. Возможность прямого железнодорожного сообщения между портами положительно отражается на логистике всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, совокупный товарооборот порта Хуньчунь с Россией в 2022-м в денежном выражении достиг 14 млрд юаней, что на 32% выше показателя 2021 года.
Однако у сторон есть колоссальный резерв повышения эффективности товарообмена, связанный с экономией времени на перегрузку контейнеров из китайских поездов в российские. Истоки проблемы лежат в несоответствии стандартов железнодорожной колеи: в России ее ширина составляет 1520 мм, а в Китае принят европейский стандарт колеи шириной 1435 мм.
Хотя потеря времени на этих перегрузках очевидна, альтернативы у китайских партнеров нет: их собственные железные дороги в этом регионе обладают настолько низкой пропускной способностью из-за огромного объема грузоперевозок, что такой «перевалочный» маршрут все равно остается быстрейшим путем к порту Зарубино.
Чтобы ускорить грузопотоки, страны с 2015 года обсуждают возможность строительства на отрезке от Махалино до Зарубино железной дороги с колеей формата 1435 мм, которая подходит для китайских поездов и позволит осуществлять прямые поставки в порт.
И сейчас, после Восточного экономического форума, который стал очередным этапом сближения России и Китая в торговой сфере, РЖД включил в перечень задач проекта по модернизации инфраструктуры погранперехода «Махалино – Хуньчунь» работы по укладке путей колеи шириной 1435 мм. Также для китайских поездов будет построен приемоотправочный парк.
Положительный экономический эффект от инфраструктурного преобразования очевиден, а для России проект принесет дополнительное преимущество: больше не придется тратить ресурсы на складирование грузов, которые накапливаются в логистических очередях за время перегрузки с китайских поездов на российские.
Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов специально для канала «Строительный мир»