После перехода моих детей на домашнее обучение время от времени со мной связываются знакомые и родственники, которые хотят оценить, что это за штука такая, с чем её едят, и не надо ли им тоже. Иногда звонят с вопросами вообще знакомые знакомых. И при всех моих личных восторгах от удобства интернет-школы для своей семьи, я ещё пока ни разу никому не сказала: да, это так круто, бегите все срочно из обычных школ! Попробую рассказать, почему.
1. "Говорят, вы теперь сами детей учите?"
Семейное и домашнее обучение - это разные вещи.
Семейное обучение - родители сами определяют программу, учебные пособия, сами выступают в роли учителей (или ищут репетиторов по предметам). В школу, к которой прикреплен ребёнок, надо являться в определённом графике (например, каждую четверть) для сдачи аттестационных работ.
Домашнее обучение - школа обеспечивает программу, пособия, объяснения и домашние задания, ребёнок учится, по факту, всему тому, что и обычно, но из дома и в своём графике.
В нашем случае именно домашнее обучение: у детей есть личные кабинеты в онлайн-школе, где они получают лекции, обучающие видео, статьи, тренажёры на отработку навыков, аттестационные задания. Они выполняют задания и отправляют их на проверку учителям. Они получают оценки и рекомендации. Со стороны родителей - проконтролировать, чтобы всё работало, был нормальный доступ ко всем материалам, задания выполнялись в срок. Иногда требуется дополнительно пояснить отдельные моменты по предмету.
Конечно, это очень экономит силы и время взрослого. Я не настолько крута, чтобы помимо основной деятельности ежегодно выстраивать образовательную траекторию для двух-трёх классов по всем предметам.
Но если вы переходите на домашнее обучение, будьте готовы, что от родителей потребуется больше вовлечённости в процесс, чем раньше. Как минимум для того, чтобы привыкнуть к работающей немного по-другому системе. Кроме того, вся ответственность за успехи ребёнка теперь уже однозначно ложится на вас. Уже нет даже иллюзии, что "есть же учителя, они должны!" Да, многие онлайн-школы предоставляют за отдельную плату куратора/наставника, который будет проверять статистику успеваемости и звонить/писать с напоминаниями. Но ни один куратор не поймает момент, когда у ребёнка в глазах погасла искорка, когда стало не очень понятно, скучно, некогда, и не будет анализировать причины. Только родители. В привычном школьном формате у вас всё-таки есть некая подстраховка в виде классного руководителя, предметников, а то и социальных педагогов или психологов.
2. "А время значительно экономится?"
На мой взгляд - да. Мы исключаем дорогу до школы (ладно, когда школа рядом, это не очень существенно), добровольно-принудительную внеурочную деятельность "для галочки", отвлечения на тех, кто не очень хочет учиться и считает отличной идеей попытаться сорвать урок. Нам не нужно вместо учебного материала выслушивать, что кто-то из класса опять забыл сменку, недопустимо покрасил волосы в фиолетовый, не сдал вовремя учебники в библиотеку и прогулял классный час. Мы занимаемся в те часы, когда голова соображает лучше, а не когда получилось утрясти школьное расписание, и без отвлечений материал 45 школьных минут занимает по факту 20-30 личных. Фактический учебный день у моих детей составляет примерно три часа в день при стандартной пятидневке.
Кроме того, всей моей семье нравится возможность выбирать наименее загруженные часы в бассейне (когда большинство в школе/на работе), или планировать поездки на будние дни, когда дешевле билеты и нет огромных очередей и пробок.
Но это требует усилий и самодисциплины. Традиционная школа предоставляет готовую модель, когда можно идти в проторенной колее вместе со всеми, и отклонение требует больше трудозатрат, чем следование. Например, лёгкое недомогание (подчёркиваю - лёгкое!) может быть проще проигнорировать, пойти в обычное время в школу и втянуться в привычный ритм, чем отпрашиваться, брать справки и нагонять материал. При домашнем обучении велик соблазн отложить уроки на "когда-нибудь потом", и приходится самостоятельно помнить, как важно придерживаться режима дня.
3. "Как насчёт качества знаний?"
На мой взгляд, интернет-школа предоставляет столько же возможностей, сколько обычная СОШ. У моих детей с пятого класса все ключевые предметы разделены на "базу" и "профиль", можно выбрать важные для себя и изучать их углублённо. Точно так же, как и в обычной школе, имеет смысл озаботиться поиском репетитора, если есть сложности с освоением общего уровня или, наоборот, хочется получить больше среднего.
Я не очень довольна тем, как даётся иностранный язык - это то, что необходимо изучать в общении и контакте с другими людьми. В моём случае я могу дать детям достаточно для свободного владения, но если родители не погружены в эту тему, то уровня языковой гимназии, к сожалению, в интернет-школе не даст даже выполнение заданий профильного уровня по английскому. Второй иностранный (у моих детей немецкий) тоже представлен достаточно скудно.
В сухом остатке у нас точно такая же необходимость более точной настройки, как в обычной школе, но при этом в обычной школе вы можете ориентироваться на профильные классы, советы учителей, сотрудничество с ВУЗами и выбирать из более-менее готовых решений. В интернет-школе возможности надо разыскивать и оценивать самим, в любые движения никто не будет втаскивать, нужно самостоятельно в них вписываться.
4. "Можно не ходить на физкультуру!"
Да, можно. Прощай, мяч в лицо. Теснота школьной раздевалки, пока-пока! Резь в боку во время внезапного кросса без подготовки - даже не будем врать, что скучаем. Запах пота в классе, когда физра в середине дня - аста ла виста, бэби!
В интернет-школе, где учатся мои дети, можно решить вопрос с физкультурой несколькими способами:
- через сдачу нормативов (заполнение протокола родителями, для пятёрки нужна видеофиксация выполнения, для четвёрки достаточно заполненного протокола)
- через предоставление документов из спортшколы/о сдаче нормативов ГТО
- через справку от врача об ограничениях здоровья и сдачу рефератов
А теперь давайте вспомним, что круглосуточное сидение за компьютером в позе креветки (и даже лежание на диване в позе тюленя) здоровья не прибавляет. И если традиционная школа заставляет хоть как-то регулярно двигаться, то в онлайн-варианте остаётся надеяться исключительно на себя: выбирать секции/тренера, делать разминку, ходить в спортзал, выполнять ежедневную норму шагов... Будьте готовы к тому, что компьютерная мышка может казаться ребёнку более привлекательной, чем турник, а спидран по Майнкрафту важнее, чем возможность подняться на девятый этаж без одышки.
5. "Никаких школьных поборов!"
Онлайн-школа - не бесплатное удовольствие. Мы экономим за счёт скидок (оплата за целый учебный год, а не по месяцам; два ребёнка в одной школе; учимся больше одного года) и, например, не пользуемся дополнительными услугами вроде личного наставника. По моим примерным подсчётам, расходы получаются так на так с обычной школой, где форма/дресс-код, фонд гимназии, подарки учителям/охранникам/сотрудникам столовой, рабочие тетради определённого издания, водичка в кулере, охрана...
Но обратите внимание, что в обычной школе эта же сумма распределена в течение всего учебного года, и вынуть тысячу-другую из кармана разово и регулярно может быть не так болезненно, как несколько десятков тысяч заплатить единым куском. Кроме того, от части трат в обычной школе можно отказаться ("я принципиально не буду сдавать на шторы, и на коньяк дворнику на 23 февраля я скидываться не буду!"), и никто не лишит ребёнка доступа к учебным материалам на этом основании.
6. "Не приходится общаться с неприятными людьми"
Для меня, как махровейшего интроверта и неплохо маскирующегося социофоба, это существенный аргумент. Дети называют в числе преимуществ домашнего обучения то, что не надо принудительно торчать по полдня в замкнутом пространстве с теми, кто кричит, хамит, нарушает личные границы, мешает заниматься и просто раздражает. Они знают, что дискомфорт можно не терпеть, и регулярно успокаивают меня, когда на меня находит очередная волна паники "А тётя Хтоня сказала, что так характер не закалится!"
Обратная сторона медали: общение и социализацию нужно добывать. Выходить из дома, знакомиться с людьми. Заниматься каким-то хобби, посещать секции, кружки, мероприятия. Организовывать сходочки сочатовцев. Компания для настолки или команда для квиза сама себя не соберёт.
7. "Дети под крылышком, не надо беспокоиться за них"
Мне довольно комфортно много времени проводить со своей семьёй - как пассивно находиться в одном помещении, где каждый занимается своим делом, так и активно обсуждать что-нибудь. Но каждому из нас иногда требуется кусочек покоя и время наедине с собой.
Будьте готовы к тому, что дети постоянно дома - это возросшая бытовая нагрузка (даже при условии, что все члены семьи привыкшие к самообслуживанию неприхотливые лапушки). Это дополнительное требование внимания. Дополнительный шумовой фон. Вспомните, легко ли вам было приспособиться к постоянному пребыванию вместе со своими домашними в условиях карантина и массовой удалёнки?
Желать время от времени уединения и спокойствия - это нормально, это не делает вас плохим родителем. При переходе на домашнее обучение оцените, какие есть возможности у всех членов семьи не надоесть друг другу и сохранить своё личное пространство.
Подвожу итог: домашнее обучение - это не чудесная сказка. Оно требует определённых усилий и изменения жизненного уклада. Прежде чем уходить из традиционной школы, обратите внимание на то, что у каждого из нас есть там по умолчанию, и оцените, насколько это важно для вашей семьи.