Найти тему
Iguana dreams

Как мои дети пришли к домашнему обучению

Моя дочь ушла на домашнее обучение в восьмом классе. Это было не самое лёгкое решение. Если бы мне в своё время предложили не ходить в школу, а учиться дома за компьютером, я была бы счастлива. Но у нас с дочерью разные характеры, ей всегда требовалось больше общения с людьми, и поэтому за традиционный школьный уклад мы цеплялись до последнего.

Например, её пятый класс мы провели в ОАЭ (по работе мужа), и даже с учётом всех сложностей мы выбрали посещение русской школы, а не домашнее обучение. Примеры этих сложностей в числах: утренний путь из Шарджи, где мы жили, в Дубай, где находилась школа, занимает по пробкам около двух часов (обратный - пятнадцать минут).
Учебный год на двоих детей (старшую и среднего) обошёлся около миллиона рублей по тогдашнему курсу.

Русская школа в Дубае
Русская школа в Дубае

Мы поддерживали связь с родным классом дочери в тот год - она переписывалась с одноклассниками, мы сравнивали программы и самостоятельно добирали разницу (например, занятия по французскому). На зимние каникулы приезжали домой, вместе с классом устраивали новогоднюю вечеринку и ездили на экскурсию в Музей Сказки. Было вполне естественно, что по возвращении дочь не захотела менять школу.

Но всё-таки не сложилось, не срослось. Молодая и энергичная классная руководительница, которой передали класс после началки, ухитрилась за год разбить коллектив на мелкие враждующие группки и создать довольно напряжённую атмосферу с подтравливанием неугодных с её же подачи. Буквально за пару месяцев это вызрело в нешуточный конфликт, чудом не переросший в масштабную травлю. В классе установился прохладный нейтралитет, дочь общалась с двумя-тремя друзьями, а от совместных мероприятий стала отказываться. Та учительница вскоре после этого ушла в декретный отпуск, новая классная руководительница тоже не смогла выстроить оптимальные отношения в коллективе (и с коллективом).

За шестой и седьмой класс, помимо общей тяжёлой атмосферы, накопились претензии по качеству образования - слабое преподавание по отдельным предметам, горы показушной отчётности со стороны руководства школы (например, задание в электронном дневнике было "для проверок", от детей требовалось вести "правильный" бумажный дневник для проверяющих комиссий, а настоящую информацию записывать в отдельные блокноты и никому их не показывать), организационная неразбериха (вторая смена начиналась то в 13.30, то в 10 часов, в порядке вещей было получить в десять вечера в чате сообщение "завтра приходим на час раньше, поменяли расписание").

К восьмому классу назрела острая необходимость что-то менять. Мы попробовали частную школу в соседнем городе (час дороги в одну сторону), но первого сентября нас ждал сомнительный сюрприз: та самая классная руководительница, с которой разбирались в шестом классе из-за разгоравшейся с её подачи травли, после декрета устроилась работать в ту частную школу.

"Мам, пап, я не понимаю, зачем платить деньги и ездить в такую даль, чтобы получить в итоге всё то же самое, что бесплатно и в школе через дорогу," - сказала дочь.
И мы снова на распутье
И мы снова на распутье

Тогда мы и решили попробовать интернет-школу. Втягивались в процесс, наверно, всю первую четверть. Обнаружили пробелы в знаниях за шестой и седьмой класс (а в дневнике за эти темы стояли пятёрки). Научились заставлять себя заниматься, когда мир полон "Undertale" и "Don't Starve", блоггерами с ютуба, сериалами и картинками с котиками. Придушили перфекционизм и выработали рациональную систему конспектирования, чтобы пятнадцатиминутное видео с объяснением не превращалось в десятки тетрадных листов разноцветными ручками и несколько убитых часов. Порадовались тому, что стало легче выстраивать расписание в художественной школе и в бассейне.

Картинка с сайта unsplash, ребёнок не мой, но занятия выглядят как-то так.
Картинка с сайта unsplash, ребёнок не мой, но занятия выглядят как-то так.

Сыновья хотели "так же, как старшая сестра", но какое-то время я не решалась забрать их из обычной школы. Толчком послужила пандемия и карантин (на тот момент средний ребёнок заканчивал четвёртый класс, а младший - первый). Наспех состряпанную дистанционку наша семья перенесла на удивление неплохо - все мирно разбрелись по своим гаджетам, а я не без удовольствия обнаружила, что контроль выполнения заданий по программе мне даётся даже проще, чем поиск лоскуточков и пера феникса на завтрашнюю технологию, подбор обуви с белой подошвой и уточнение актуального расписания в десять вечера по пяти чатам.

Куда же без этого
Куда же без этого

Следующий учебный год начался для меня под ежедневное "ну когда же карантин?" Общее недовольство школой усугубилось антиковидными мерами, когда из класса не выходи на перемене, но соблюдай дистанцию, маску носите, но не носите, в столовой обедайте, но не обедайте. И вот в конце первой четверти средний ребёнок принёс мне подгорательную историю о том, как в его классе стало модно демонстративно чихать и кашлять друг другу в лицо, а замотанная классная руководительница выдала спич на тему "вы не можете друг от друга ничем заразиться, потому что у вас в коллективе сформировалась уже определённая микрофлора". На этом моё терпение лопнуло, и под вздохи облегчения детей я оформила им экстернат. До конца того учебного года они ходили в каникулы между четвертями сдавать аттестационные работы по всем предметам в родной школе, а программу осваивали дома.

Мы подключили в той же интернет-школе, где училась старшая, тариф без прикрепления к школе-партнёру. То есть аттестации проводила по-прежнему предыдущая школа. Это оказалось не совсем удобно. По сути, детям приходилось осваивать полторы программы (например, не всегда совпадали темы по окружающему миру/географии/биологии, разный выбор произведений по литературе, второй язык в интернет-школе был немецкий, а в обычной школе - французский). Дети справлялись, хоть и с дополнительными хлопотами.

В итоге, посовещавшись, решили следующий учебный год оформить уже с прикреплением к школе-партнёру, которая засчитывает домашние и контрольные работы интернет-школы как аттестационные. Этот учебный год - третий в таком формате (средний сын пошёл в восьмой класс, младший в пятый). Дома у нас фраза "вернёшься в обычную школу?" воспринимается как угроза.

О том, почему я не рекомендую домашнее обучение направо и налево