В шестом классе у меня был мальчик и девочка, которые читали (и читают сейчас) запоем. И на уроках литературы мы с ними иногда обсуждали прочитанные ими произведения.
Так, я узнала, что оба прочитали роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени". Когда спросила, какое впечатление у них оставил главный герой, ответ был одинаков: Печорин - бездушный эгоист и циник.
То есть замысел автора шестиклассники понять пока ещё не смогли. И в силу возрастных особенностей они "приклеили" главному герою ярлык "плохой".
О том, что есть полутоны и полутени, что в характере героя могут "уживаться" как положительные, так и отрицательные черты, что обусловлены они влиянием общества, в котором находится герой, мои шестиклассники ещё не осознавали. Об этом они узнают только в 9-м классе, когда начнут читать (получается, второй раз) произведение великого русского классика.
Вот тогда у них будет совсем другое отношение к герою романа.
Как, например, у моей ученицы, учившейся на тот момент в 9-м классе. Мы с ней готовились к ОГЭ по литературе. И добрались наконец до романа Лермонтова. Девочка была в восторге от произведения. Она перечитала его два раза (!). Нет, это было не романтическое восхищение старшего подростка главным героем. Она трезво анализировала его поступки и слова, где-то восхищалась им, где-то осуждала. То есть старшеклассники уже способны сознательно, разносторонне и глубже анализировать характер и поступки героя.
Наибольшее впечатление на нее произвели следующие эпизоды из романа: смерть Бэлы и дуэль Печорина с Грушницким.
Смерть Бэлы обсуждали долго. Было очень жаль молодую черкешенку, влюбившуюся (а кто из женщин в романе не влюблялся в главного героя?) в своего похитителя - Печорина. Был ли главный герой косвенным образом повинен в ее смерти? Как сложилась бы судьба Бэлы, не заключи Печорин и Азамат постыдный договор?
"Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конем; только за него ты должен отдать мне сестру Бэлу. Карагёз будет ее калымом. Надеюсь, что торг для тебя выгоден". Эти слова главного героя, обращённые к брату девушки, Азамату, показывают расчётливость и эгоистичность Григория Александровича, готового совершить непорядочный поступок, лишь бы завладеть Бэлой, словно какой-нибудь игрушкой. Можно было бы понять героя, если бы он был влюблен в черкесскую княжну, простить ему этот унизительный торг. Но увы... Никакой любви со стороны главного героя не было. Было только желание обладать красивой девушкой, сделать ее своей собственностью. После прочтения этой главы начинаешь относиться к главному герою с большой долей презрения (здесь понимаю возмущение моих шестиклассников!)
Дуэль с Грушницким показывает Печорина совсем с другой стороны: читательские симпатии здесь полностью на стороне Григория Александровича. Настолько хорошо Печорин знал представителей "водяного общества", к которому принадлежал и юнкер Грушницкий, как цинично и с каким сарказмом описывал их в своем дневнике, как ясно видел и читал их лживые, тщеславные, мелочные души. Нужно быть очень проницательным и внимательным человеком, обладать особой чувствительностью, чтобы понять стремления и желания других людей: "...я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать" (Печорин о Грушницком).
Если бы Григорий Александрович жил в наше время, однозначно, стал бы известным и востребованным психоаналитиком)
Узнав о клевете, распускаемой о нем и о княжне Мери Грушницким, о том, что последний хочет вызвать главного героя на дуэль, о пистолете без пуль, Печорин придумывает дьявольский план мести ... "А! господин Грушницкий! ваша мистификация вам не удастся...мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха". Так рассуждает Печорин накануне роковой дуэли.
Зная, что его пистолет будет не заряжен, главный герой бросает вызов судьбе (заметьте, не первый раз!), предлагая своему противнику бросить жребий, чтобы определить, кто стреляет первым.
"...что, если его счастье перетянет? если моя звезда наконец мне изменит?" (Размышления Печорина накануне дуэли).
Им оказался Грушницкий. После того как последний промахнулся (Печорин в который раз испытывает свою удачу, и она его не подводит), наступает "свершение правосудия": главный герой рассматривает пистолет и говорит секундантам, что его нужно зарядить. И тут же обращается к Грушницкому, предлагая ему отказаться от клеветы и принести свои извинения. Видеть в глазах Грушницкого страх, растерянность и недоумение - высшее удовольствие для Печорина-циника. Но сострадание и человеколюбие тоже не чужды главному герою. Он до последнего надеется и ждёт , что даже в таком тщеславном и самолюбивом человеке как бывший юнкер всё-таки проснется совесть. Напрасно. Злоба и зависть переполнили душу последнего, в ней не осталось места для раскаяния.
"Подумайте хорошенько: не говорит вам чего-нибудь совесть?" (Печорин Грушницкому перед выстрелом). Убивать бывшего юнкера ему совсем не хотелось. Но по законам дуэли главный герой должен быть сделать выстрел...
Может показаться, что весь конфликт с самого начала был спровоцирован Печориным. Когда главный герой стал ухаживать за княжной Мери точно так же, как и Грушницкий. Какой замысел преследовал Печорин? Позлить недалёкого Грушницкого, показать ему несбыточность его надежд?
"Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды?" ( размышления Печорина).
Скорее всего, главный герой таким образом пытался противостоять всему обществу со всеми его пороками.
И здесь в большей степени проявились негативные стороны характера главного героя: злорадство, сарказм, эгоизм, равнодушие к чувствам других людей.
Возможно, судьба в лице Печорина (а он нередко задумывается о том, что часто становится или палачом, или судьей в чьей-то судьбе) решила оградить княжну от брака с Грушницким. Княжна не глупа, мелочную сущность юнкера она прекрасно разглядела. И Печорин это понял. Более того, главный герой, сам того не ведая, влюбился в красивую и умную княжну.
"Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?..Какой вздор!" (Печорин о княжне Мери).
Даже несмотря на возобновление любовных отношений с Верой, Печорин все время думает о княжне.
Но, зная свой непостоянный характер, герой прекрасно понимает, что общего будущего с княжной у них нет. И предпочитает нелегкое, но честное объяснение с Мери дальнейшим ухаживаниям.
"Вы знаете,что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня".
Он, как человек, который прекрасно понимает, что в данный момент чувствует княжна, во время последней встречи заботится о том, чтобы не причинить ей лишнюю боль: пусть лучше Мери его будет ненавидеть, чем страдать от неразделённой любви. Он уважает ее женское достоинство: пусть лучше она будет ненавидеть подлеца, который смеялся над ней, чем тосковать по мужчине, которого она так сильно полюбила.
Этот поступок - признак порядочности и честности героя, в характере которого "уживаются" циничность и чувствительность, эгоистичность и великодушие.
Это "история души человеческой", мятущейся, ведущей борьбу со своими страстями и пороками.
Поэтому давать характеристику герою нужно только после внимательного и вдумчивого прочтения текста, после тщательного анализирования слов и поступков героя, изучения социальной среды, в которой находится герой. Не оставлять без внимания, казалось бы, незначительные детали. Именно в них зачастую кроется "ключик" к пониманию характера и поведения главного героя.