Всего несколько десятилетий назад уголь в качестве топлива был незаменим. Он повсеместно использовался и для отопления жилых домов, и для работы промышленных производств.
С развитием промышленности профессия шахтера в Советском Союзе стала как никогда востребованной.
Чтобы добывать уголь, не нужно было получать специальных знаний - только овладеть техникой и обладать достаточной физической силой и храбростью. Ведь еще в начале XX века аварии на шахтах были обыденным делом.
Чтобы добыть уголь, рабочим нужно погрузиться в землю на десятки метров, проложить себе путь взрывчаткой и откалывать уголь тогда еще нетехнологичным инструментом.
Сотни тонн угля стоили сотен жизней.
Шахтерский век сокращали и тяжелые болезни легких. Угольная пыль содержит диоксид кремния, который вызывает неизлечимую болезнь - силикоз.
Тем не менее, многие были готовы идти на риск.
Почему же? Потому что об этих рисках было не принято говорить открыто.
А причем тут вообще кино?
«Золотой век» угольной промышленности в Советском Союзе пришелся на 1950-1980е годы и совпал с расцветом советского кино.
Именно кино стало одним из инструментов популяризации шахтерской профессии.
В советских фильмах образ шахтера имел особый статус. Он сознательно героизировался.
Фильмы про шахтеров стали частью государственной политики.
Режиссеры ехали на Донбасс, чтобы показать отважный труд горняков.
В августе 1935 года забойщик Алексей Стаханов совершил немыслимый трудовой подвиг - за одну ночь он добыл 102 тонны угля при средней норме в 7 тонн. В сентябре того же года повысил рекорд до 127 тонн.
В декабре он обновил свой рекорд, добыв 175 тонн.
Рекордная смена Стаханова дала начало целому движению «стахановцев» - людей, способных самоотверженно работать.
Это породило новую волну фильмов о честных тружениках, готовых работать, даже рискуя жизнью.
Все фильмы о шахтерах той эпохи объединяет общий посыл: главные герои во что бы то ни стало добывают уголь для страны. У них еще нет современного оборудования, их рабочие смены длятся дольше любых общепринятых норм, они каждый день рискуют жизнью ради одной общей цели - удержать первое место в мире по объемным показателям добычи угля, которое Советский Союз впервые в прямом смысле заработал в 1958 году.
С начальства всех уровней тогда требовали только выполнение и перевыполнение плана, а соблюдение техники безопасности считалось второстепенным делом.
«Донецкие шахтеры» (1958), «Смена начинается в шесть» (1958), «Цветок на камне» (1962), «Антрацит» (1971), «Смотреть в глаза» (1975), «Восемь дней надежды» (1984).
Что общего у всех этих фильмов?
Малореальное представление о шахтерской профессии.
- На шахте происходит авария, в результате которой под завалами оказались шахтеры? Нет оборудования, которое помогло бы быстро добраться до людей, оказавшихся в ловушке? Ничего! Ведь главное - не техника, а люди! Наши шахтеры непременно спасут коллег даже голыми руками!
«Машины могут только то, что могут. Люди могут всё», - с этой мыслью обратился директор шахты к сотрудникам в критической ситуации.
Такова завязка драмы «Восемь дней надежды» (1984).
- Отец главного героя погиб на шахте? Ну это точно не отсутствие норм техники безопасности стало причиной трагедии, а новый начальник, который поленился остаться на работе в сверхурочное время. У нас тут вообще-то принято работать по 12 часов.
Советские фильмы про шахтеров не отрицают опасности профессии, но ненавязчиво обращают внимание на то, что опасность не в самой работе, а в случайных стечениях обстоятельств. В трагедии обычно виноват один недобросовестный работник, каких в СССР, конечно, единицы. А потому такие случаи - большая редкость.
Ну, а уж если что и случится, то нашему дружному самоотверженному коллективу всё по плечу.
Кино демонстрировало только положительные стороны профессии.
Даже размыто показывая ее сложности, вывод все равно был один - эти сложности редки и решаемы. В общем, как и в любой другой профессии.
Немое кино
На самом деле страшные трагедии на шахтах вовсе не были редкостью. По статистике, аварии на советских шахтах, уносившие десятки-сотни-тысячи жизней, происходили в среднем 4-5 раз в год.
Но эти случаи, как и все неблагоприятные события в СССР, конечно, замалчивались. О том, чтобы снять кино на основе реальных трагических событий, не могло быть и речи.
В большинстве советских фильмов даже образ шахтера внешне неправдоподобен.
Вот как в советском кино выглядит шахтер на рабочем месте:
Чего-то не хватает, правда?
Например, густого слоя угольной пыли на лице.
Открыто говорить о том, что условия труда шахтера часто были нечеловеческими, советское кино не могло, даже если бы хотело. А однобоко демонстрируя только плюсы работы горняков, кино стало пропагандой тяжелого труда под видом одной из лучших профессий для советского человека.
Выходит, кино - негласный соучастник больших трагедий?.. Или кино - это всего лишь кино?
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: