Чем больше я изучаю поведение людей и животных, чем больше погружаюсь в исследование работы нашей и животной психики, биологии, эволюции, тем больше убеждаюсь, насколько же на самом деле детерминированы многие наши поступки (и, наверное, мысли тоже) генетикой, средой, окружением. Один мой знакомый нейробиолог как-то сказал, что, по его мнению, у нас вообще нет свободы воли. Я пока не обладаю таким количеством знаний, как он, чтобы вести дискуссию по этому поводу на достойном уровне, но с тем, что, как минимум, большая часть нашего поведения – результат работы подсознания и неконтролируемых процессов в мозге, согласна.
И поскольку формирование и развитие мозга человека, как, впрочем, и у прочих млекопитающих, приходится на детство (а у нас еще сюда прибавляется и воспитание, и культура, и стремление соответствовать (в детстве, разумеется, неосознаваемое) тому множеству сообществ, в которые мы зачастую вхожи с младенчества), то и все проблемы, как водится, из детства. Но не только проблемы!
В детстве мы все знаем, чего желаем, кем хотим быть, когда вырастем. А потом наши мечты почему-то (под влиянием воспитания или бесчисленных правил того самого множества сообществ) становятся «глупыми», наши желания «неудобными», эмоции «неправильными». И вот, вырастая, мы не просто теряем себя, мы уже и сами не знаем, что нам нужно от жизни в целом.
Разумеется, копаясь во всем этом я возвращалась, насколько это позволяла моя память, и в свое детство (на этом, кстати, занудное введение кончилось и начинается, собственно, обо мне). И все чаще я прихожу к тому (и каждый раз невероятно благодарна за это своей семье!), что мне позволила остаться собой (а значит, вырасти счастливой и «не потерянной») моя мечта о лошади, которая была у меня с самого детства и которая – огромное спасибо моей семье! – не была ими уничтожена, а наоборот, где-то даже сохранена.
Да, мне говорили о том, что содержать свою лошадь дорого и сложно (но уже во взрослом возрасте). Да, мне никто не помогал приобрести своего первого коня (эта новость вообще стала слегка шокирующей для моей семьи, когда я объявила, что я теперь настоящий коневладелец). Но с детства моя семья поддерживала меня, везде, где и когда это можно было, позволяла общаться с лошадьми, возила меня к ним (в нашем маленьком закрытом городке не было даже обычной прокатной конюшни, не говоря уже ни о каких конных клубах). У меня была коллекция из трех сотен фигурок лошадей, привезенных со всего мира (она, кстати, до сих пор осталась, но пока хранится у мамы, пока еще не перебравшись в Святополе).
И чем чаще я об этом думаю, тем больше убеждаюсь в том, что именно эта детская (и, может, в чем-то тогда «глупая» и наивная, девчачья) мечта о лошади сохранила истинную, аутентичную частичку меня и позволила мне, когда я уже выросла, стала самостоятельной и почти что взрослой, вернуться к себе, стать собой.
А ведь человек может стать счастливым только обретя себя (в чем бы его счастье ни состояло). И я очень благодарна семье (и буду повторять это еще много-много раз) за то, что, несмотря на все сложности и превратности судьбы, они позволили мне сохранить эту мечту, дали мне возможность ее исполнить, не препятствовали этому (то есть да, лошадь содержать сложно, но если ты готова и справишься сама – дерзай) и тем самым сделали меня по-настоящему счастливым человеком!
А о чем в детстве мечтали вы?
Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости !