(скиты)
Начало Продолжение Ботанический сад
Так сложились обстоятельства, что хозяйствование Соловецкого монастыря в середине 19 века развивалось в пустынях и скитах. Макарьевская пустынь, приютила воскобелильный заводик и ботанический сад, Филипповская была ориентирована на рыболовство, знаменитые садки позволяли инокам круглый год иметь рыбу на столе.
Одна из самых древних на острове – Исааковская пустынь. Уже в 18 веке в ней стояла часовня Исаакия Долматского, были расчищены сенокосы. Расположенные вокруг озера сделали пустынь центром рыболовства. В начале 20 века пустынь получила статус скита, дальше немного странно. В лагерные времена здесь был центр лесозаготовок. В послевоенные годы постройки использовались под жилье, потом под базу отдыха архангельского предприятия, в начале 21 века это была частная собственность. Удивляют метаморфозы перехода исторических, заповедных мест в частные руки, что-то не то происходит... Сейчас на лугах вокруг Исаакова монастырские сенокосные угодья.
Скит изначально – место молитвенного уединения, отрешения от мирского. Но время и обстоятельства требовали иного. Большое количество паломников требовало их обслуживания, людей попросту надо было кормить. Поэтому скиты строились сразу с хозяйственным уклоном, их жизнь делилась как бы на 2 периода – летний, когда 2-3 монаха в ските руководили трудниками и послушниками, стараясь выполнить работы по максимуму, не очень отвлекаясь на молитвы. Говорили "в труде спасаемся". И зимний, когда скит становился тем самым местом молитвенного уединения, тем более, что покинуть его было очень сложно – дороги и так не отличавшиеся комфортом, заносило, отрезая монахов от монастыря.
На Большом Соловецком острове скиты строились примерно в одно время, по проектам одного архитектора Шихларёва, в одинаковом порядке. Сначала ставили баню, в ней и жили пока возводились остальные постройки, осваивая территории вокруг. В Вознесенском ските валунная баня 19 века сохранилась (деревянная надстройка – реконструкция века 21). Стоит она на изрядном отдалении от прочих построек по простой причине – здесь выход на поверхность грунтовых вод. На фотографии видно кирпичи между валунами. Обрабатывать валуны ровными гранями было сложно, вот и заполняли пустоты между ними кирпичами с собственного заводика, скрепляя все гашеной известью, замешанной на птичьих яйцах.
После бани ставили амбар (не сохранился) для хранения продукции, потом келейный корпус, служивший летом гостиницей для трудников. В последнюю очередь - церковь, соединенную с жилым зданием галереей.
Вознесенский скит расположился на Секирной горе. По легенде, два светлых ангела секли на ней жену рыбака, потому как мешала их семья служению богу и молитвенному единению. Якобы, услышали ее вопли Савватий и Герман и укрепились в решении строить монастырь. А гору стали называть или Секирной, или Чудовой. В память об этом при архимандрите Александре была установлена доска с описанием происшествия "На Чудову Гору вход женскому полу возбранен по тому случаю, когда Преподобный Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы проживая летом с женами под горою оскорбляли Преподобных, чтобы изгнать их из Острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде 2-х светозарных Юношей изгнали рыболова жену прутьями из Горы: на крик ея пришел Препод. Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя её, говорили: Сей Остров предназначен Богом для Иноков. Это чудо заставило рыболовов оставить Остров и благоговеть к Преподобным, а женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху А.А. 1857".
Вторая версия – здесь рубили лес секирами, т.е. топорами, и возможно Герман с Савватием, но это неточно.
Скит был ягодным местом, его окружало много ягодников, но на лесных дарах иноки не остановились. Склоны горы трудники оформили террасными грядами, на которых высадили малину, смородину и вишню.
Гора, вернее, холм с одной стороны имеет пологий подъем, с другой очень крутой, там поставили лестницу. Число ступеней лестницы называют разное, в лагерные времена их было 295. Говорят, при подъеме каждая ступенька снимает с верующего один грех. Ведет она разумеется к храму, который здесь особенный. Двухярусную Вознесенскую церковь венчает маяк, с даты постройки в 1862 году ни на день не прекращавший работы. Сначала монахи зажигали вечером керосиновые лампы, потом электрические.
Это место самая страшная страница времен СЛОНа. На Секирной горе был устроен лагерный карцер. Описание творившегося здесь ужаса поднимает волосы на голове. Многое наверняка утрировано. Например, как писал Лихачев, ходили слухи, что одной из жестоких забав было – заключенного привязывали к бревну и отпускали по той самой крутой лестнице.
Возможно, рядом с лестницей, но маловероятно, мало места. На самой лестнице поперек не поместится даже ребенок, да и от неё, деревянной, мало что осталось бы и за один раз. Внизу установлен поклонный крест в память о погибших в этом месте. Попавшие на Секирку были обречены... Непременно расскажу про лагерь, позже.
Сейчас Вознесенский скит восстановлен, причем в том же порядке, как и строился, сначала баня. Хозяйственной функции он не несет, здесь постоянно живут 3 монаха, ежедневно в храме проходят службы. Дед патриарха Кирилла был заключенным на Соловках, за тайное проведение служб 30 дней провел в штрафном изоляторе на Секирной горе. То, что выжил, чудо. Кирилл приезжает каждый год, мы как раз совпали в этом. Не повезло – церковь оказалась закрыта после службы.
В начале 2000 Норвегия выделила средства на ремонт-восстановление лестницы. Вот тогда у ее подножия обнаружили массовое захоронение, останки 100 человек. Их перезахоронили рядом в лесу, простые кресты над безымянными могилами. Причина смерти не вызывает вопросов, а вот имена выявить невозможно.
Поклонный крест здесь отличается от всех остальных – он единственный выкрашен в красный цвет, на нем нет распятого Христа, а только терновый венец – символ мученичества. Напротив в 2000-х же поставили небольшую часовню, освященную в честь новомучеников и исповедников соловецких.
Сейчас Вознесенский скит полностью отреставрирован, со смотровой площадки открывается захватывающий дух вид на бескрайние леса, озёра, Белое море на горизонте. И в этом море леса маленький белый островок Савватиевского скита.
Предположительно на этом месте поставили первую келью Савватий с Германом (или все же у Секирной горы?) и прожили здесь 6 лет. Савватий привез на остров икону Божьей матери "Одигитрия", пустынники возвели часовню, куда ее и поместили. До 18 века в пустыни селились только отшельники. Позже появились здесь новые кельи и конюшня, летом стали селиться рыбаки и сенокосцы, дальше все по плану – валунная баня, гостиница для паломников.
Наконец, в 1858-60, в память все о той же войне с англичанами, выросла каменная церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрия" – небольшое кирпичное здание с полукруглой алтарной апсидой, украшенное арочными окнами и карнизом с сухариками. К церкви примыкает притвор и кирпичная колокольня с шатровым завершением, а к западу от колокольни протянулся двухэтажный кирпичный же келейный корпус. Дополнительно было поставлено 2 деревянных дома – паломников сюда приезжало много.
Рядом с церковью, на месте первоначальной кельи установили часовно. Ее фундамент можно потрогать. И памятный крест, на Соловках впрочем крестов с избытком. У стены храма послание архимандрита Александра об истории места.
В июне 1923 на острова привезли первые партии заключенных. Савватьево стало первым и самым многочисленным полит-скитом. Около 250 членов социалистических партий – меньшевиков, эсеров, анархистов – категорически отказывались соблюдать режимные требования. Комендантский час с 18-00, после которого запретили находится вне стен помещений, они, по хорошей привычке царских тюрем, встретили забастовкой, на улице. Но это вам не царские сатрапы, в непослушных начали стрелять. 6 человек были убиты, 3 получили тяжелые ранения. Событие известно под названием "соловецкий расстрел"
Все же, бунтарский дух в социалистах не убили. Они начали требовать перевода на материк, подняли волну в зарубежной прессе, провели голодовку, и летом 1925 их с архипелага вывезли, понятно, что не на свободу.
После упразднения СЛОНа-СТОНа территория Соловецкого архипелага была передана Северному флоту. В Савватьево открылась школа юнг. В зданиях скита были учебные классы, а для проживания мальчишки неподалеку построили землянки. Копали землю, таскали валуны, дети... За все время школа выпустила 4111 военно-морских специалистов. Треть их погибла на фронтах Великой отечественной войны. В Савватьево учились Валентин Пикуль, Борис Штоколов, многие писатели и актеры.
На 60-летие соловецкой школы в 2002 собрались более 300 выпускников. Многие ли живы сейчас... У причала Большого Соловецкого острова установлен памятник юнгам, за ним здание музея юнг.
Сейчас Савватьевский скит восстановлен и отреставрирован (вот только икона "Одигитрия" не вернулась на свое место). Постоянно проживает там иеромонах Иаков. Летом приезжают трудники из школ страны, периодически в трудовой лагерь прибывают дети из неблагополучных семей. А вот открытие трудовой школы пока не состоялось – приехавшие по набору недоросли ожидали чего-то курортного, учиться в труде отказались.
На Соловецком архипелаге 10 скитов и пустыней, но ограниченные временем, мы посмотрели только Большой Соловецкий остров и то не весь.