(продолжение)
В 18 столетие Соловецкий монастырь вступил ослабленным, но его стратегическое значение ничуть не уменьшилось и при Петре 1 "царская опала" была снята. Политика по отношению к монастырям, в процессе церковной реформы, впрочем изменилась. Император считал монахов бесполезными для государства, "чужие труды поедающими". В его указе "О монашествующих" он изложил свои мысли о придании насельникам полезности – простых неученых монахов следовало занять ремеслами и земледелием, женщин – рукоделием. Монастыри должны были заниматься благотворительностью, при них было велено организовать богадельни, больницы, воспитательные дома для младенцев.
Насельники роптали, рисовали в своих памфлетах императора антихристом, безбожником и супостатом, Пётр взял, да и запретил держать в кельях бумагу и чернила, и вообще, монахам писать письма. Привело это к тому, что монастырь постепенно превращался в крестьянское царство, о былом культурном расцвете напоминали только рукописи в библиотеке. Антимонастырская политика императоров изменила отношение к монашеству в среде образованного дворянского сословия. К середине 18 века все монастыри представляли из себя довольно жалкое зрелище.
Новое строительство на Соловках было почти прекращено, за столетие поставили только колокольню. Храмы и кельи ветшали. Тем не менее, по прежнему проходили насельники и паломники в главные Святые врата.
Центральный двор окружают каменные кельи, строить их начали в 16 веке. Тогда каждая келья имела отдельный вход, холодные сени с индивидуальным нужником, теплые сени. Позже конечно строили уже целые корпуса. Во времена С.Л.О.Н.-а всё это были тюремные камеры для заключенных.
Но Соловецкий монастырь почти с самого начала имел тюрьму для особенных узников. Камеры для особо знаменитых и известных крамольников были устроены в башнях и стенах крепости, причём для особо провинившихся длиной 1,4 м, шириной 1. Для менее виноватых посвободнее – 2 м высотой и 3 длиной. По замыслу архитектора, каменные мешки должны были служить погребами для пороха и снарядов в военное время, монастырские же власти нашли им иное предназначение. В 19 веке построили специальное здание тюрьмы, комфортом не отличавшееся, но все же с человеческими размерами камер.
Самым первым заключенным был еретик Сильван, посмевший противостоять православной церкви, участник движения "нестяжателей". Иван Грозный особо любил отправлять сюда противников власти, перенял это и Пётр 1. Тюрьма была самой древней, самой суровой и самой вместительной из монастырских. В каменные мешки нередко замуровывали заживо, бросали скованными после истязаний, с вырванными языками и ноздрями. Попавших в каземат смело можно было вычеркивать из списка живых.
Впрочем, содержание узников различалось в зависимости от тяжести преступления, да и именитости. Василий Лукич Долгорукий, бывший фаворит Анны Иоановны долгие годы провел в заточении на Соловках, из камеры отправившись на эшафот. Два родственника Пушкина содержались в местной тюрьме: один за подделку документов, а второй, Павел Ганибал, внук арапа Петра Великого – за поддержку декабристов. Последний гетман Запорожской Сечи, Пётр Кальнишевский, по личному указанию Екатерины 2 был помещен в камеру Соловков "за измену в сторону Турции". Доподлинно неизвестно, так ли это, но дыма без огня не бывает – после ареста Калнышевского 5000 его запорожцев ушли в Турцию и поступили на службу к султану. Гетман прожил в камере 25 лет, до возраста в 110, был освобожден Александром 1 практически слепым и немощным, возвращаться на родину не захотел, остался в монастыре, где и скончался спустя 2 года.
По исследованиям историка и писателя Даниила Кулика, бывший президент Украины Виктор Ющенко прямой потомок Кальнишевского. Ющенко приезжал на Соловки в 2004, тогда же был установлен бюст последнему кошевому, недалеко от предполагаемого места его заточения, изготовили его в Запорожье. Кальнишевский получал 1 рубль "кормовых денег" в день (в 40 раз больше прочих арестантов) на собственные средства отремонтировал свой каземат, а в конце жизни приобрел Евангелие стоимостью 2435 рублей и оставил его вкладом в монастырь.
Тюрьму по настояниям граждан закрыли в 1903, в здании обосновалась больница, но ненадолго.
Бок о бок с монастырской тюрьмой 19 века хозяйственный Южный дворик. Основные его службы были связаны с мельничным каналом. Мельницу, инженерное чудо Соловков, построили в 1601, она считается самой старой каменной мельницей России. Галерея ведет к Сушилу.
Канал же связывал мельницу с братской баней и портомойней. Интересное слово "портомойня", по сути прачечная, процесс стирки выглядел так: "Из котлов через трубку с краном горячая вода наливалась в чаны с щелоком. В этих чанах белье "бучилось". После бучки, которая продолжалась от 6 до 12 часов, белье мылось в корытах в теплой воде с мылом, а затем прополаскивалось прямо в проточной быстрой воде канавы".
После Северной войны Соловецкая крепость утратила своё стратегическое значение. Секуляризация изрядно подорвала благополучие. После Крымской войны определилось направление хозяйства, дававшее средства на возобновление строительства и улучшение условий жизни братии. Им стало паломничество. Богомольцы делились на 2 категории – трудники (ими могли быть только мужчины) и паломники, на 3 дня приезжавшие помолиться Зосиме-Савватию. Ехали со всей страны, всех возрастов, и женщины и мужчины. Надо сказать, вернувшись назад, что долгое время женщины в монастырь не допускались, для них была гостиница на острове Бабья Луда. Прибыль от приёма паломников была очень значительной.
Удивительным образом, из паломнических гостиниц сохранилась деревянная Петербургская (сейчас туристический центр) и совершенные руины кирпичной Преображенской. Последняя в лесах, есть надежда.
Посылали в качестве трудников в монастырь и мальчиков 12-14 лет, им давались послушания полегче – в портной, сапожной, живописной мастерских, певчими, на сенокосе или в огороде, а в свободное время обучали грамоте – читать и писать.
Из 350 монахов и послушников к концу 19 в не было и 20 выходцев из дворян или священников, в основном крестьяне. В монастыре говорили: "Да и не надо нам грамотных. Работать не работают, смута одна от них... Грамотности не требуется. Соблазну меньше, мы ведь здесь по простоте!". Трудники, работавшие в монастыре по обету (а их число доходило до 1000, в большинстве также были из крестьян. Насколько неграмотные в большинстве люди были грамотны! Монахи сюда собирались со всей страны и каждый вносил свои навыки и умения, заменяя ручной труд механизмами. В начале 20 века монастырь построил электростанцию. Здесь снова вопрос – трудно назвать крестьян классово-чуждыми советской власти, отчего же ныне отапливают здания котельные на мазуте, почему не работает электростанция на воде, вопрос снова риторический.
В 1801 монахи построили сухой док, в 1843 модернезировали своими силами. Его стены обложены валунами, скрепленными металлическими скобами, проход в море перекрывают мощные ворота.
На самом деле, ошибочное название, сухой док – это когда откачивают воду. На Соловках использовали иной способ. Судно, в том числе и большое того времени, заходило в док, ворота закрывались и подавалась вода, естественным образом за счет перепада высот между Святым озером и морем в 8 м. Корабль передвигался на более высокий участок, ворота открывались, вода стекала и он оказывался на суше. На фото как раз шхуна на ремонте в сухой части. Это называется "наливной док", причем на Соловках он был первым опытом в стране.
Слева на фото виден тот самый участок выше. Ворота, естественно, сломаны, используется жителями по мере надобности как причал.
Летом монастырь нанимал опытных работников из поморов. Они помогали поддерживать морское дело и традиционные промыслы, ими устраивалось соловецкое пароходство и расширялась водоканальная система, энергия которой использовалась для работы гидроэлектростанции, дока, гидротурбины мельницы.
На Соловках испытывались передовые технологии того времени. Архипелаг стал исследовательской базой. В конце 19 в здесь действовала Биологическая станция СПб университета, метеопост, спасательная станция Российского общества спасения на водах. Были живописная школа и школа по изучению древнерусского знаменного пения, к 1911 г работали 3 училища – для трудников, духовное и подготовки грамотных священнослужителей. При монастыре существовала уникальная библиотека, в 17-18 веке это был центр книгописания. С 1928 года хранится в РНБ.
В 1920 Соловецкий монастырь был закрыт...