Съездила я на днях в гости к сыну, в соседний регион. Много интересных мест посетила. И вот назрела статья. Выдаю её вам.
Посмотрите на этот удивительный арт-объект под названием : "Солнечные часы". Находится он в парке культуры и отдыха в городе Рузаевка республики Мордовия.
Как видите, это огромные солнечные часы. Диаметр циферблата – самый большой в России . И составляет он аж 10 метров! Цифры изготовлены из бронзы и расположены на семнадцати гранитных плитах. Вся эта конструкция весит почти 3,5 тонны. С западной стороны время указывается с 5 утра до 12 дня, с восточной – с полудня до 17 часов. Всего 15 чисел.
Обратите внимание на красивое перо из нержавеющей стали. На этих солнечных часах это перо играет роль гномона. Кто забыл, напомню: гномоном называют часть солнечных часов, по тени от которой определяют время .
У основания этих солнечных часов расположена книга. Вылита она,как и цифры на циферблате, тоже из бронзы. На левой странице изображен герб рода Струйских.
А теперь плавненько переходим к Струйским.
На рядом стоящей табличке написано, что гномон в виде пера и книга символизируют поэтическую деятельность Николая Еремеевича Струйского.
Вы скажете, что не знаете такого поэта. И правильно. Этот помещик владел в восемнадцатом веке селом Рузаевка. Был очень состоятелен. Имел свою типографию,где печатались в основном его произведения. Злопыхатели утверждают, что его сочинения были бездарны. Беспочвенны их обвинения или нет. Судить не мне. Вот одна из песенок, придуманная Струйским в молодости:
Я песенку мою,
Зардевшийся, пою:
Пою, пою, пою, пою.
Любви не таю.
Любить умею,
В любви тлею,
Пою, горю и млею.
Кого люблю, сказать не смею.
А это отрывок из более позднего:
Зло присутство алчной смерти
Не взирает на препоны,
Кои ей готовит смертный,
Вымышляет повсечасно,
Как бы той себя избавить.
Зри присутство гордой смерти,
Смертный, ты ее уж видишь...
И Кащей ее увидит!
Но тем не менее, автор данных строк подарил Екатерине Второй свою книгу стихов. В знак благодарности императрица вручила ему бриллиантовый перстень.
А еще Николай Еремеевич очень любил свою жену( это ей он посвятил свои оды и многие стихи) и заказал её портрет у известного художника Федора Рокотова. Но вначале художник Рокотов увековечит своей кистью поэта и издателя Струйского, а потом его супругу.
Позже, поэт двадцатого века, Николай Заболоцкий, сраженный красотой жены Струйского, напишет стихотворение "Портрет".
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
1953 г.
Понравился ли вам арт-объект "Солнечные часы". И как вы думаете: Струйский Н.Е был графоманом? Или его все-таки недооценили современники?