Найти тему

Что делать? Чистка. Только чистка.

Для кого врём и почему это до сих пор работает?
Для кого врём и почему это до сих пор работает?

Лукавая статистика чиновников не даёт возможности принимать правильные управленческие решения. Вроде это очевидно для всех уровней управления, но ничего не меняется.

Согласно официальной информации Банка России, уровень безработицы в июле этого года вновь обновил рекорд и составил 3%, "что является  самым низким показателем за всю историю наблюдений с 1991 года". До этого врали про 3.1%. При  этом более половины (60%) российских работодателей, опрошенных Банком России в августе, заявили о нехватке сотрудников.

Во-первых, 3% - не уровень фактической безработицы, а лишь показатель того, что система государственной поддержки и помощи безработным настолько неадекватна, что граждане без работы по специальности просто не видят смысла участвовать в бюрократических играх (собирать бесконечное количество бумаг) ради 5 тысяч рублей и не обращаются в уполномоченные центры.

Во-вторых, с развалом реального сектора экономики многие специалисты, получившие образование в советское время и в 90-е, когда система образования по инерции ещё "ковала кадры", не в состоянии найти работу по своей профессии и уходят в тень, в экономику "гаражную", чтобы как-то выжить. В зависимости от региона доля таких "гаражников" может составлять до 30%.

В-третьих, разрушенная система среднего специального и высшего образования в условиях отсутствия запроса со стороны работодателей сильно снизила количество учебных мест по инженерным и другим специальностям для промышленности. Известны случаи, когда серьёзные компании, занимающиеся развитием дорожной инфраструктуры, не могли найти инженеров, готовых строить мосты и тоннели, и привозили специалистов из-за рубежа.

В-четвёртых, тех, кого выпускает высшая школа под названием "бакалавр", работодатели не хотят брать на работу, так как это недоспециалисты, и использовать их на производстве невозможно. Отсюда и результаты опроса промышленников, говорящие о катастрофической нехватке кадров. Проекты и заказы у них появились, а специалистов нет, только бакалавры.

В-пятых, из-за отсутствия какого-либо государственного планирования (рынок же всё рассудит и расставит по местам) у нас сложился сильный перекос в кадровой расстановке (назвать это кадровой политикой язык не поворачивается). Были опросы, показывающие, что каждый третий курьер, коих у нас стало не счесть, имеет высшее образование, но найти работу по специальности не в состоянии. На открытую вакансию водителя в крупной компании из поданных резюме только 15% профессиональные водители, остальные - формально автолюбители, пусть и с большим опытом вождения, и как правило это люди с высшим образованием.

А бравурные доклады наверх, что у нас нет безработицы, что для улучшения системы образования достаточно просто заменить слово "бакалавр" на любое другое без изменения самих программ обучения и оставить приоритет компетенций над знаниями, не рождают государственный подход к комплексным реформам для переключения страны на развитие по всем параметрам, а лишь убогие решения затаскивать в Россию дешёвых и бесправных мигрантов из Средней Азии на выполнение ручного труда на стройках. А промышленность вследствие такого линейного подхода обречена на переклеевание китайских шильдиков на сборке как бы отечественной продукции.

Почему чиновники врут, понятно.

За 30 постсоветских лет выстроена система, где чиновники не несут никакой ответственности за результат или его отсутствие. Главное - формально отчитаться в установленные сроки. Прикрепили вовремя отчёт, где ни слова про результат работы, - поручение исполнено. Ставим галочку.

А вот для кого чиновники врут, и почему эта цепочка не прерывается, это вопрос.

Внизу ситуацию знают, но подают недостоверные сведения. Поскольку информация подаётся не сразу наверх, а поступательно, то без сговора с непосредственным начальником враньё невозможно.

И эта цепочка недостоверных сведений доходит до уровня больших и очень больших начальников (руководители министерств и ведомств), которые уже давно не являются специалистами в области, которой они управляют, а назначены вследствие аппаратных побед властной группы, которой они принадлежат. Исключения (редкие) бывают, как например, профессионал Шульгинов во главе Минэнерго. Так он ещё из советского поколения руководителей. В основном же у нас министры, их замы и руководители департаментов - молодые люди 25-40 лет, воспитанные уже в духе либерального подхода, где чиновник - это служение не стране, а своей властной группе. То есть "правильное" освоение бюджетных средств, а не развитие страны - вот что для них является приоритетом. Вот и гонится туфта на самый верх и кладётся в основу принимаемых решений.

Что делать?

Чистка. Только чистка.

На госслужбе должны быть люди, готовые служить, а не "зарабатывать". Остаётся открытым вопрос, кто это инициирует, если к самому Большому начальнику поступает враньё? Конечно, большая беда быстро расставит всё (всех) по местам. Но вот не хотелось бы идти таким путём.