Если в ближайшие годы или месяцы между Россией и Западом случится открытый военный конфликт, он произойдет на Северо-Западном направлении. Юго-Западное направление, то есть Украина, никогда не рассматривалось натовскими стратегами в качестве приоритетного. Скорее наоборот, Украине позволяли разоружаться, в том числе - сдать все ядерное оружие, распродавать в гигантских объемах военное имущество, а после - не спешили вооружать. Вооружение Украины в неспешном темпе началось только после второго Майдана, в 2014 году, и набрало ход уже после начала СВО. Усиливать и обучать ВСУ в НАТО начали только после того, как в Прибалтийском регионе все уже было де-факто завершено. И сейчас запад пока не демонстрирует намерений прямого вмешательства в Русско-Украинский конфликт, хотя непрямое вмешательство, понятно, ведется в огромных масштабах. И причиной этому является не только страх перед войной с русскими, и даже не страх перед русским ядерным оружием (далее ЯО). Причина - это в первую очередь стратегическое - как военное, так и экономическое, значение региона для западных стран.
Как Прибалтика может быть важнее Украины? Вообще это очевидно, но все же я поясню. Экономическое и военно-политическое сердце Европы расположено на севере, причем уже довольно давно - века так с XVII-го, если не раньше. Именно по этой причине был построен в свое время Петербург, и прорубалось "Окно в Европу". По ней же, уже в наше время, по дну Балтики прокладывались газопроводы. Европа как торговый партнер ныне может потерять свое значение для РФ, но Балтийский регион не может потерять свое значение для Европы, и в особенности - для НАТО.
Во времена СССР, когда в Центральной Европе находилась мощная советская военная группировка с бронетанковым вооружением и ядерным оружием, военная логистика сил НАТО строилась вокруг портов на Северном и Балтийском морях: на Гамбурге, Антверпене, и других. Именно здесь, на Северо-Европейском ТВД, находились основные базы, центры управления, снабжения и хранения ЯО блока НАТО. С развалом СССР часть военной инфраструктуры была ликвидирована, передовые базы сместились на восток, но основные компоненты натовской военной машины остались на своих местах. Новые базы, естественно, были созданы в Прибалтике и Польше, в том числе потому, что они хорошо укладывались в старую логистическую схему. В Польше и Румынии американцы развернули и компоненты своей системы ПРО, и больше ни у кого нет сомнений, против кого она напрвлена. То есть Прибалтийский регион, с одной стороны, как бы является буфером, обеспечивающим защиту важнейших в военном и экономическом отношении городов и портов Европы, а с другой - он же является отличным платцдармом для военных операций против России, в первую очередь воздушных, но при необходимости также и наземных.
Этот платцдарм намного выгоднее, например, территории Украины, во-первых из-за уже отстроенной логистики, а во-вторых потому, что с территории Прибалтики удобно заходить в Белоруссию - а это и прямая дорога на Москву, и, конечно, захват важныех баз ВКС, ликвидация систем раннего оповещения и т.п. В Прибалтийском регионе находится Петербург, один из важнейших экономических центров страны, вдоль финской границы - путь на Кольский полуостров, где размещается ряд важных элементов ракетно-ядерного щита РФ - Северный флот, самый мощный из флотов России, и аэродромы стратегической авиации. Короче, если уж и нападать на Россиию - то только с Северо-Западного направления.
С наступательными возможностями вроде все понятно, но в плане обороны от России для НАТО не все так однозначно. Как кость в горле, торчит в Прибалтийском регионе Калининградская область, с территории которой все еще можно поразить ряд ключевых в стратегическом отношении пунктов на контролируемых НАТО территориях. Лучше всего для этого подойдут ракеты средней дальности наземного базирования, т.е. ОТРК "Искандер". Этот вариант не единственный, но наиболее эффективный, так как прочими ракетами, запущеными, например, из неба Белоруссии, поразить цели будет сложнее. СВО показывает, что натовская ПВО и системы раннего обнаружения далеко не так плохи, как о них писали в российской прессе. Тем более, что самолеты-ракетоносцы в случае войны над Белоруссией будут сбивать, на ближних аэродромах - уничтожать и т.п. А Искандеры всегда работать смогут. Калининградская область - это еще и база Балтийского флота, который представляет серьезную опасность, если РФ ударит первой. В случае необходимости применеия стратегических средств, то есть ЯО, важность Калининградского платцдарма вообще бесценна. Это, по сути, единственный участок, с которого Россия может применять ЯО внезапно, и по стретегически важным целям, в частности - базам и компонентам американской системы ПРО. Короче, как ни крути, а эту кость в горле натовское руководство в случае прямого конфликта однозначно попробует извлечь.
Теперь переходим к самому интересному - к Сувалковскому корридору. Место это по важности для стратегов НАТО напоминает знаменитый "Fulda Gap" - "Корридор Фульды" времен Холодной Войны. Только тот корридор представлял собой удобную для танков местность между хребтами на территории ФРГ, а этот - территорию стран НАТО, протяженностью всего около 100 км, которая разделяет Калининградскую Область с союзной Белоруссией. В НАТО считают, что Россия в случае войны будет ликвидировать этот корридор, и готовятся его защищать. В районе неоднократно производились военные учения, поблизости находятся крупные военные соединения польской армии и партнеров Польши по блоку. Российские военные эксперты намекают, что сосредотачиваться корридоре ВС РФ не будут, потому как выгоднее идти сразу с востока на запад, возможно даже через всю Прибалтику - вариантов в активе есть много. А теперь внимание, вопрос: зачем прорываться к Калининграду?
Ответ прост: возможностей Балтийского флота, береговых батарей, ВКС и ПВО в районе недостаточно, чтобы Калининградскую область в случае войны удержать. Флот в Калининграде может быть блокирован, как и воздушное сообщение, в течении нескольких дней. ПВО подавлено, так как вся область прекрасно простреливается с суши и с моря тактическими ракетами, а сам Калининград - даже дальнобойными РСЗО. После чего уже у армий НАТО будет несколько вариантов для сухопутной операции.
И тут мне начинают объяснять, как Россия, в случае чего, не то что Сувалкский корридор, всю Прибалтику в 2 счета пройдет, разгромив собранные там объединенные силы НАТО. Но на примере СВО мы видим, насколько эти ожидания опрометчивы, а самое главное - сейчас может произойти ровно наоборот. Пока основные силы русской армии так или иначе заняты на Украине, то есть либо наступают на Донбассе, либо обороняются в Запорожской области, или сосредоточены на границе, чтобы не допустить новых прорывов ДРГ, гораздо более важный в стратегическом отношении регион остается без должного прикрытия.
Учения НАТО по защите Прибалтики проходят регулярно с 2016 года, и до последнего времени они имели, скажем так, скорее оборонительную направленность. Но сейчас звенит тревожный звонок: во-первых, проведены масштабные летние учения натовской авиации над севером ФРГ, а теперь еще и маневры ВМС "Северное побережье" у берегов Эстонии и Латвии, на которых отрабатывается наступление. То есть теперь они планируют высаживаться и наступать. Во вторых - происходит размещение в Прибалтике крупных контингентов войск стран членов НАТО, и увеличение их численности на постояной основе.
В этой связи интересно посмотреть, чем сейчас занимается Польша. А Польша стремительно вооружается, и таких расходов на оборону не было, наверное, за всю ее новейшую историю. Отправив часть своих "Леопардов" на Украину, Польша убила сразу нескольких зайцев одним выстрелом: и обеспечила себе контракты на ремонт за немецкий счет, и испытала свое оружие в бою. На "Леопарды" поляки больше не полагаются, хотя машина, вопреки "разромным" отзывам о ней в рунете, повела себя неплохо: большая часть танков до сих пор в строю, хотя бои в СВО идут нешуточные. Сброшены ВСУ оказались и 200 старых Т-72М, и польские Т-72 "Твярды", в количестве не менее 90 единиц, а это уже весьма современный танк, по ряду характеристик не уступающий Т-72 Б3. На их место поляки привезли 250 М1А2 Абрамс в версии SEP, и 28 новейших южнокорейских К2, производство которых налажено в самой Польше - плаинируют довести их количество до 180 к 2024 году. И Абрамс версии SEP, и К2 существенно превосходят лучший русский танк Т-90М по ряду основных характеристик. К 2024 году польский бронетанковый кулак станет самым мощным в центральной Европе. Также поляки активно закупают ударные боевые вертолеты, РСЗО, системы ПВО, авиацию. Но именно усиление танкового кулака красноречиво демонстрирует: Польша готовится к наступательной, а не оборонительной войне.
Усиливают свое присутствие в регионе и другие страны НАТО, прежде всего - США. Но худшее для РФ, из произошедшего в последнее время - это присоединение Финляндии. И хотя финская армия годится, разве что, для защиты своей территории, дело как раз в этой самой территории: с нее исключительно удобно бить тактическими ракетами по базам Балтийского Флота, появляется реальная возможность для морской блокады Санкт-Петербурга, и баз в Финском заливе. Положение Балтийского Флота в случае войны становится безнадежным, так как теперь оба района его сосредоточения могут быть блокированы и простреливаются со всех сторон. В прежние времена, сотрудничая с НАТО, финны бы никогда не решились предоставить свою территорию. Но ныне выбора уже нет.
Получается, что Балтийское море теперь - внутреннее море НАТО, и возможности у запада в этом регионе, критически важном для него, наилучшие с XVII века. Для России же Балтийский регион может потерять свое значение только в случае крутого разворота на Восток, в Азию. И.. демилитаризации, поскольку только в этом случае опасность, грозящую с Северо-Западного направления, можно как-то нивелировать. Западу не нужны русские территории, ему нужна слабая Россия. Военная поддержка Украины осуществляется именно с этой целью. И пока Россия выматывается в безнадежном, кровопролитном и жестоком противостоянии на юге, ее позиции на стратегически важном севере слабнут. Слабнут в том числе и на шельфах в Северном Ледовитом Океане, из-за новых возможностей НАТО по контролю над Кольским Полуостровом, но прежде всего - из-за сокращения возможностей России по воздействию на своих возможных неприятелей в конвенциональной войне. Если Балтика будет окончательно потеряна, что последует дальше? Ответ прост: слабая Россия.