Итак, первую неделю сентября я публиковала короткие скетчи на тему непростой жизни викторианских писателей в школьные годы. Хотите подробностей? Вот вам еще несколько интересных фактов.
Шарлотта Бронте
Описания школы для девочек в романе "Джейн Эйр" - чистая правда. В 1824 году старших девочек: Шарлотту, Марию, Элизабет и Эмили - отец отправил в Коуэн Бридж. Это была школа для дочерей священников. Младшая Энн и мальчик Брэнуэлл остались на попечении тети.
Образование здесь давали вполне сносное, даже хорошее: история, иностранные языки, музыка - все, чтобы девушка смогла работать учительницей или гувернанткой или, при удачном стечении обстоятельств войти в общество.
Обычно девочек учили на дому, а школы были уделом обеспеченных. Так вот в Коуэн Бридж тех, кто не мог оплачивать обучение, как и Патрик Бронте, учили на деньги благотворителей.
Это и стало поводом для травли: дети победнее носили малопривлекательную школьную форму, которая "придавала нелепый вид даже самым хорошеньким", а Шарлотта была еще и близорукой.
Телесные наказания в школе практиковались: девочек били линейкой по рукам, а еще выставляли в центре классной комнаты с табличкой, изобличающей их пороки: "неряха", "плакса", "лгунья" и т.д.
Отопление и питание было скудным. Прогорклое масло, черствый хлеб, молоко, разбавленное водой - все, описанное в "Джейн Эйр" было правдой. Девочки делили одну кровать на двоих и один таз с водой на шестерых. В 1824 году в школу приходит тиф.
В 1825 году, ослабленные тифом Мария и Элизабет умирают от туберкулеза, и Патрик забирает оставшихся дочерей домой.
Уильям М. Теккерей
Школа Чартерхаус, куда отправили учиться в 1822 году юного Уильяма, была одной из лучших в Англии среди доступных. Несмотря на то, что Теккерей происходил из знатной семьи, позволить себе дорогую частную школу они не могли. Как позже он напишет в "Ярмарке тщеславия":
Мальчики пользовались там хорошим помещением, столом и воспитанием и впоследствии даже отправлялись стипендиатами в университет. Поэтому неудивительно, что в эту школу посылались дети не только бедного дворянства и низшего духовенства, для которых, собственно, она первоначально предназначалась, но что туда охотно отправляли своих детей и богатые...
Поводов для расстройства у Уильяма было мало. Он хорошо учился, проявлял особый интерес к классической литературе, участвовал во всех театральных постановках. Математические предметы его не интересовали. Терпеть не мог спорт. Сокурсники удивлялись, как при нормальном здоровье и живом темпераменте Уильям мог быть настолько малоподвижным!
Если друзья устраивали прогулку с чаепитием и рыбалкой, то чай пряниками привлекал Уильяма гораздо больше, чем ловля рыбы и подвижные игры.
Тогда же в школе он начал писать стихи и пародии.
Если кто-то из мальчиков позволял себе насмешки в адрес Уильяма, он относился к этому спокойно и добродушно. А потом рисовал на обидчика карикатуры.
Рисование было главной любовью юного Теккерея, он даже собирался прославиться как иллюстратор, но это уже совсем другая история.
Кстати, хотя юного Уильяма в школе любили, это не помешало ему в поздних воспоминаниях называть ее "Скотобойней".
Чарльз Диккенс
Будущий великий писатель начал нормально учиться в школе довольно поздно, в 13-14 лет. Дело в том, что у его родителей перманентно не было денег. А как только они появлялись, то заканчивались примерно сразу же. Детей в семье было восемь, Чарли был вторым.
Когда отца отправили в долговую тюрьму Маршалси, Чарльзу, как и многим другим детям того времени пришлось работать, чтобы содержать семью. Он закручивал крышечки на фабрике по производству ваксы. Звучит несложно, но заниматься этим приходилось целый день, а обстановку Чарли позже описал как полную хамства и унижения.
Что конкретно происходило с ним на фабрике мы так и не узнаем, но вот красноречивый факт: если к писателю на каком-либо званом вечере подходил кто-то и сообщал, что знал его в детстве, Диккенс пытался замять разговор и не общаться с этим человеком. Видимо, опыт был более, чем травматичным.
Когда в семье появились деньги на обучение, то родители, Джон и Элизабет Диккенс, решили поставить все на одного ребенка. Выбор пал на Фанни, старшую дочь. Она делала успехи в музыке, и ее отправили в королевскую Академию.
В воспоминаниях Чарльз уверял, что в нем не было зависти к сестре, только горечь от унижения и невозможности стать кем-то больше, чем мальчиком на черной работе.
Артур Дойл
К чести сэра Артура, надо сказать, что он был не только выдающимся писателем, но и добрым человеком с активной гражданской позицией. Артур происходил из старинного шотландского рода, но к 1870-м, когда ему пора было отправиться в школу, семья обеднела. Во многом виной тому был алкоголизм отца и его неспособность вести дела.
Юного Артура определили в иезуитский колледж Стоунихерст, и главное, что будущий писатель вынес оттуда была стойкая неприязнь к религии. Мальчиков содержали по-спартански - это Артур еще мог вынести. Черствый хлеб, странное блюдо под названием "хлеб с пивом", в которое входил коричневый напиток, не имевший с пивом ничего общего, кроме цвета; молоко, сильно разбавленное водой - это можно было потерпеть, тем более, что из дома будущему писателю отправляли регулярные посылки с шоколадом и другими нужными вещами.
Некоторые учителя отличались жестоким обращением с мальчиками. В воспоминаниях Дойл описывает штуку под названием "Толли", резиновую, похожую на подошву от башмака. Одного удара по руке было достаточно, чтобы остались синяки. Обычно мальчики получали от 9 ударов.
Главными врагами юного Артура были сокурсники, братья Мориарти, которые частенько его колотили. Ну, вы поняли, как он им изящно отомстил спустя много лет)
Единственной радостью для Артура была переписка с матерью. Эта женщина, Мэри Дойл, была выдающейся особой. Она имела талант рассказчицы, и многие ее истории легли в основу ранних рассказов и стихов Артура.
Кстати, он ни разу не обмолвился о сложностях своей школьной жизни в письмах к матери: не хотел ее огорчать.
Редьярд Киплинг
До шести лет юный Редьярд рос в кругу семьи, в своем маленьком раю в Индии, всеми любимый и балованный.
...его обожали все домочадцы, от дхоби до мальчишки, присматривавшего за собаками... Он, разумеется, умел говорить на урду, но вдобавок владел многими менее важными языками - например, чхота боли, на котором изъясняются женщины - и с одинаковым успехом беседовал и с лавочниками, и с горцами-кули.
А потом рай внезапно кончился. Вместе с младшей сестрой Редьярда отправили в Англию к дальней родственнице, содержавшей пансион. Злобная тетка сразу невзлюбила мальчика и принялась над ним издеваться. Однажды она заставила его ходить весь день с табличкой "лгун", и Редьярд не выдержал нервного напряжения. Он тяжело заболел на несколько месяцев, почти потерял зрение и чуть не сошел с ума.
Спасением стал приезд матери, которая забрала его. Впрочем, мучения на этом не закончились, Редьярда определили в частную школу для мальчиков с военной дисциплиной: угнетение младших, издевательство над слабыми, муштра, требование беспрекословного подчинения - все это прикрывалось общественным долгом и служением родине.
Впечатления от школы Киплинг описал в рассказах "Паршивая овца" и "Стоки и компания".
Роберт Стивенсон
Основоположник английского неоромантизма, автор книг о сокровищах и приключениях, в детстве был хрупким и болезненным созданием. У Роберта были слабые легкие, от болезни легких он в итоге и скончался, будучи довольно молодым человеком.
Вечные простуды вынуждали его пропускать занятия и соблюдать постельный режим. По воспоминаниям Стивенсон позже напишет детское стихотворение "Страна кровати":
Когда я много дней хворал,
На двух подушках я лежал,
И чтоб весь день мне не скучать,
Игрушки дали мне в кровать.
Своих солдатиков порой
Я расставлял за строем строй,
Часами вел их на простор —
По одеялу, между гор.
Порой пускал я корабли;
По простыне их флоты шли;
Брал деревяшки иногда
И всюду строил города.
А сам я был как великан,
Лежащий над раздольем стран —
Над морем и громадой скал
Из простыни и одеял!
Из-за болезни мальчик часто менял школу. К 12 годам у него диагностировали туберкулез. Все приключения и путешествия, которые Стивенсон описывал в произведениях, были возможны только в его воображении, и оно его не подвело, тем более, что постоянными спутниками мальчика были книги Д.Дефо и Э.По.
А вы как учились в школе?