Мир, созданный воображением Дж.Р.Р. Толкиена уже многие десятилетия не даёт покоя не только читателям и зрителям (после появления экранизаций Питера Джексона), но также исследователям в самых разных областях. Сам творец этого мира, как мы знаем, обожал лингвистику. Благодаря этому о языках Средиземья известно довольно много (впрочем, и тут тоже загадок хватает, а о языках вастаков или харадрим вообще можно только догадываться), а вот к примеру геотектонику или даже экологию (хотя казалось бы, Толкиен любил растения в целом, а деревья так и вовсе обожал) Арды приходится реконструировать по косвенным признакам.
Не претендуя на научное исследование, попытаемся хотя бы слегка затронуть некоторые проблемы устройства мира Средиземья. И начать нужно с самых фундаментальных отличий той реальности от нашей. Таковых отличий не так уж много:
- Топология Арды и устройство Эа. К сожалению, на этот счёт есть лишь мифы о происхождении Солнца и Луны, а также смутные упоминания о некоей Внешней тьме. Неизвестно даже, всегда Арда была планетой или же некогда являлась плоским миром, впоследствии (предположительно в момент утопления Нуменора) свёрнутым в шар.
- Сроки существования Арды. Предположительно — порядка 60 тысяч лет, причём в так называемую Предначальную эпоху (которая длилась несколько десятков тысяч лет) Силы Мира (они же валар) напрямую влияли на реальность в геологических масштабах.
- Наличие магии, которая полностью заменяла тем существам, которые могли ею пользоваться, современные технологии.
В связи с последним пунктом не следует забывать, что в сравнении с магией, любая технология является по-дефолту весьма дружественной к пользователю. При наличии детальной инструкции, любое разумное существо сможет использовать любой технический девайс. Чтобы сделать техническое устройство используемым только кем-то одним, в его конструкцию нужно специально добавлять блокирующие элементы, вроде замка с ключом (биометрическим датчиком и т.п.) или противоугонного устройства, для разблокировки которого нужно знать его секрет.
Молоток или микроскоп может применить по прямому назначению кто угодно. А вот магический девайс — не обязательно. Магия в принципе тоже может быть заключена в какой-то артефакт (сильмарил, палантир, Кольцо…), доступный для использования не только самим его творцом. Но обычно магия связана со своим носителем. В мире Толкиена, в отличие от многих других фэнтезийных миров, одного лишь знания какого-то заклинания недостаточно для его использования. Более того, зачастую магическое действие вообще неотделимо от носителя, как в случае с айнур (валар и майар). Чему-то маг может научить своих учеников, но далеко не всему — Саурон, как ни старался, не достиг уровня могущества Мелькора, а Феанор не смог не только никого научить создавать сильмарили, но и сам не мог их повторить.
К магии мы ещё вернёмся, пока же попробуем ответить на совсем простой вопрос. Орки и люди знали секрет пороха — во всяком случае фейерверки магией не считались, их мог запускать кто угодно. Орки иногда применяли взрывчатку при штурмах крепостей. При всём при этом огнестрельного оружия не появилось, хотя казалось бы, что мешает его изобрести если не тёмным оркам, то светлым гномам? Помехой огнестрелу, а также широкому распространению более мощной взрывчатки, стала сама история Арды.
Как мы помним, она насчитывает меньше ста тысяч лет, причём фауна и флора в прошлом принципиально не отличались от текущей. Отсюда следует, что в этом мире нет нефти и угля — если только кто-то из валар их специально не создал. Нет там и залежей селитры, во всяком случае, настолько крупных, как в этом мире — в Чили или Индии. А это значит, что селитру для пороха придётся получать кустарно, из сортиров, как в Европе до открытия больших заморских месторождений. Таким способом нельзя получить быстро и много селитры, поэтому порох (вот с серой для него проблем не возникнет, как и с древесным углем) останется дорогой диковинкой. Для прочих взрывчаток нужны концентрированные кислоты, которые проще всего получить из той же селитры. А продвинутая химия требует научно-технического фундамента. Которого в Средиземье не было, иначе гномы активно применяли бы динамит или любой его аналог для подземных разработок.