Как оказалось, не у всех правоохранителей и даже судей есть четкое понимание, в каких случаях обгон совершается с нарушением правил. Примечательно, что такая ситуация уже не раз разбиралась, в том числе в Верховном суде. Однако инициативность некоторых сотрудников на дорогах снова возвращает историю на круги своя. И Верховному суду вновь пришлось рассматривать дело, в котором водителя обвинили в нарушении правил обгона и выезде на встречную полосу.
Итак, история произошла в июле прошлого года. Некий водитель, двигаясь по трассе, выехал на встречную полосу для обгона. А до этого тот же самый маневр совершили впереди идущие машины. Короче, получился обгон так называемым «паровозиком».
Бдительные стражи правопорядка посчитали это нарушением Правил дорожного движения. Они остановили водителя и привлекли его к ответственности по части 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях. А именно, за выезд на встречную полосу движения в нарушение правил. Это нарушение грозит штрафом 5 тысяч рублей, если совершено впервые, или лишением прав на 4–6 месяцев.
Но есть одна тонкость. Формально водитель ничего не нарушал. Он выехал на встречную полосу там, где это было разрешено. И вернулся в свою полосу, пока такие действия на дороге не запрещено совершать. Так в чем вопросы? Вопросы в формулировке Правил дорожного движения.
Да, обгон – это довольно сложный и опасный маневр. Согласно правилам, с 2014 года установлено, что обгоном считается маневр с выездом на встречную полосу. Между тем именно при выезде на встречку происходят самые тяжелые аварии.
А вот если одна машина опережает другую, не выезжая на встречку, то это считается не обгоном, а опережением. После такой поправки ушла статья, предусматривающая ответственность за обгон справа. В Европе, кстати, эта норма до сих пор работает.
Так в чем вопрос с обгоном? Дело в том, что согласно правилам водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. Либо транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево. А также если следующее за ним транспортное средство начало обгон. Кроме того, обгон запрещен, если по завершении маневра водитель не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспорту, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Нарушение всех этих требований и вменялось в вину водителю, совершившему обгон «паровозиком». Но такая постановка вопроса не соответствует ни статье КоАП, ни ПДД. Именно на это обратил внимание Верховный суд.
В ходе производства по делу водитель последовательно заявлял о том, что правонарушения не совершал, обгон транспортного средства произвел с соблюдением требований правил. Он не обгонял автомобиль, который двигается впереди, совершая объезд или обгон, подавший сигнал поворота налево.
Как следует из имеющейся в материалах дела видеозаписи, он, совершая маневр обгона, выехал на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, в месте, где правилами это не запрещено. Он начал маневр обгона вслед за впереди идущим транспортным средством. Поэтому Верховный суд решил отменить все предыдущие решения судов, а дело прекратить за недоказанностью.
«Российская газета»
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1507/auto/003255/.
Архив статей газеты ~ № 36 (1507) 5 сентября ~ 2023 год.